Новости
Информация по учету Правительством КР предложений бизнес-ассоциаций в Плане действий Правительства КР на 2020 год по обеспечению социальной стабильности, устойчивости экономики и поддержанию доходов населения
- Понедельник, 24 августа 2020
Распоряжением Правительства КР № 272 от 13 августа 2020 года одобрен План действий Правительства КР на 2020 год по обеспечению социальной стабильности, устойчивости экономики и поддержанию доходов населения (далее – третий антикризисный план).
Секретариатом Совета были проанализированы все предложения бизнес-ассоциаций, полученные начиная с 20 марта 2020г., часть из них были включены в первые два антикризисных плана Правительства. В третьем Антикризисном плане Правительства учтены некоторые предложения бизнес-сообщества, переданные Правительству через Совет. В частности, вошли мероприятия по:
- освобождению от арендной платы по всем договорам аренды государственного имущества на весь период простоя (отсутствие деятельности) арендатора, в связи с эпидемиологической ситуацией и/или ограничительными мерами, вводимыми соответствующими органами. Инициаторы предложений: Ассоциация Хорека клуб, Ассоциация «Легпром», Торгово-промышленная палата, Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг, Американская торговая палата, Международный деловой совет, Ассоциация ЖИА, Ассоциация Туризма Кыргызской Республики;
- представлению временной помощи микро, малым и средним предприятиям на выплату взносов на социальное страхование, с отсрочкой возврата. Инициаторы предложений: Ассоциация Хорека клуб, Ассоциация «Легпром», Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг, Американская торговая палата, Международный деловой совет, Ассоциация ЖИА (1 предложение);
- заключению договора с коммерческими банками и МФО о выделении бюджетного кредита. Инициаторы предложений: Американская торговая палата, Международный деловой совет, Ассоциация ЖИА, Ассоциация Развития Агропромышленного Комплекса, Ассоциация отельеров;
- формированию резервных средств на 2021 год для продолжения реализации программы Правительства Кыргызской Республики по льготному кредитованию субъектов предпринимательства. Инициаторы предложений: Ассоциация Развития Агропромышленного Комплекса, Международный деловой совет, Ассоциация отельеров;
- обеспечению выдачи 1500 единиц гарантий в рамках капитализации ОАО «Гарантийный фонд». Инициатор предложения: Международный деловой совет;
- рекомендации коммерческим банкам пролонгировать или реструктуризировать выплату по основному долгу на 6 месяцев, с увеличением общего срока кредита. Инициатор предложения: Международный деловой совет;
- созданию условий для развития сервисов, обеспечивающих выполнение операций оплаты с использованием мобильных устройств, в том числе с использованием бесконтактных технологий и QR-кодов. Инициаторы предложений: Международный деловой совет, Ассоциация операторов связи, Американская торговая палата в КР;
- распространению действующего моратория на проведение проверок субъектов предпринимательства на правоохранительные органы, за исключением проверок в рамках уголовного и гражданского производства, а также вопросов, связанных с предотвращением распространения короновируса COVID-19 в Кыргызской Республике. Инициатор предложения: Международный деловой совет.
- по проведение пилотного проекта по использованию навигационных пломб при перевозках товаров. Инициатор предложения: Ассоциация таможенных брокеров.
Кроме того, Правительством КР частично были учтены предложения бизнес-ассоциаций и в План вошли мероприятия по внедрению финансовых механизмов для поддержки экспортеров, формированию финансового механизма поддержки секторов экономики в период кризиса, расширению источников финансирования на модернизацию и техническое перевооружение предприятий, разрешению въезда иностранных инвесторов (учредителей и руководящих лиц компаний) на территорию Кыргызской Республики, упрощению процедур прохождения товаров на границе с использованием электронного взаимодействия и цифровой платформы, проведению подготовительных мероприятий по внедрению механизма условного начисления НДС при импорте товаров.
По отдельным предложениям бизнес-ассоциаций, не вошедшим в третий антикризисный план Правительства, Секретариатом Совета проводится дополнительная работа по их разрешению, некоторые решались напрямую, а большая часть вошли в повестку дня заседаний Совета. В частности, по:
- упразднению Единого депозитного счета для учета и аккумулирования денежных средств, поступающих от возмещения ущерба, причиненного государству по уголовным делам об экономических и должностных преступлениях,
- использованию электронной навигационной пломбы и информационных систем при перемещении грузов по территории государств-членов ЕАЭС;
- порядку и условиях возврата суммы налога на добавленную стоимость на импорт, уплаченной при ввозе сырья для производства кормов для сельскохозяйственной птицы и рыбы;
- декриминализации экономики;
- обучению и обеспечению работой для мигрантов и сотрудников, потерявших работу из-за карантинных мер;
- ряду вопросов, которые оперативно решались во время действия Чрезвычайного положения путем оказания содействия в получении пропусков;
- упрощению порядка выдачи разрешений на строительство (установку) объектов связи без дублирующих согласований с соответствующими госорганами.
Ряд вопросов находятся в процессе исполнения, по ним Секретариат Совета проводит ежемесячный мониторинг.
Минэкономики и Минсельхозом рассмотрены вопросы Ассоциации птицеводов Кыргызстана по возврату суммы НДС и в настоящее время проводятся мероприятия по исполнению ранее принятого Правительством Порядка и условий возврата суммы НДС на импорт, уплаченной при ввозе сырья (кормов), подлежащей возмещению и/или возврату из бюджета для производителей сельхоз птицы и рыбы (ППКР от 9 июля 2020г. №374).
Стоит отметить, что ранее принятые НПА не регулировали механизмы возмещения и зачета суммы НДС на импорт сырья, только был механизм возврата, и на прошедшем заседании Совета было решено расширить эти механизмы. В июне т.г. Парламентом были приняты эти поправки и после их подписания Президентом КР будет продолжена работа по внедрению механизмов возмещения и зачета суммы НДС, а также по учетной налоговой регистрации сельхоз производителей.
По возможности использования электронной навигационной пломбы и информационных систем при перемещении грузов по территории ЕАЭС, спец. представителем Правительства КР по делам ЕАЭС была представлена информация о разработанном проекте распоряжения Совета ЕЭК «О модели системы отслеживания транзитных перевозок товаров с применением навигационных пломб» и рекомендации Коллегии ЕЭК «Об определении типовых требований к навигационным пломбам, применяемым при перевозках товаров по территориям двух и более государств - членов ЕАЭС». В настоящее время проводится работа по их согласованию и внесения на утверждение в Совет ЕЭК.
Цифровая повестка ЕАЭС
- Понедельник, 03 августа 2020
Налоговый Трибунал, как оспорить необоснованно завышенные налоги
- Среда, 01 июля 2020
Эксперт Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики Азамат АКЕНЕЕВ рассказал изданию «Общественный Рейтинг - Кыргызстан » о том, что такое Налоговый Трибунал, как оспорить необоснованно завышенные налоги и о том, почему в предлагаемом законопроекте Налоговый Трибунал будет располагаться на базе Международного третейского суда при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики.
Пока политики и партии готовятся к очередной битве за места в Жогорку Кенеше, отечественный бизнес ждёт от парламента поддержки на фоне кризиса, вызванного пандемией по коронавирусу. Не теряя надежды, что VI созыв успеет принять большой пакет законопроектов по поддержке предпринимателей. Об одном из проектов, предлагающем введение независимого института по налоговым спорам – Налогового трибунала, мы попросили рассказать эксперта Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики Азамата АКЕНЕЕВА.
– Азамат Жумакадырович, что такое Налоговый трибунал, зачем его создавать и как он будет действовать?
– Налоговый трибунал, который предлагается создать согласно законопроекту, – это новый независимый институт по досудебному рассмотрению налоговых споров. Чтобы понять, в чём его необходимость, надо начать с того, как подобные споры рассматриваются сейчас.
Налоговый спор возникает в случае, когда налогоплательщик не соглашается с расчётами налогового органа и полагает, что ему необоснованно начислили либо завысили сумму налога. В этом случае он имеет право пожаловаться в… налоговую службу.
– То есть пожаловаться налоговикам на налоговиков?
– Вот именно. Как бы абсурдно это ни звучало, но на сегодня это именно так. Естественно, при этом возникает очевидный конфликт интересов. Потому что вышестоящий налоговый орган, с одной стороны, должен постоянно требовать от нижестоящих налоговых органов повышения собираемости налогов, с другой – он же должен начисленные ими налоги отменять. Так не бывает. Получается, что жалобу налогоплательщика рассматривает орган, который сам является заинтересованной стороной в этом процессе. Неудивительно, что подавляющее количество жалоб налогоплательщиков разрешается не в их пользу.
Поэтому разработчики законопроекта исходили из того, что главным условием эффективности Налогового трибунала должна стать его независимость, как от ГНС в частности, так и от государственных органов в принципе. Только в этом случае он сможет выносить объективные решения.
– Настолько серьёзно назрела эта проблема? Есть какая-то статистика?
– Проблема стоит очень остро. Скажу так: сложные и неоднозначные процедуры налогового администрирования на сегодняшний день являются одной из главных проблем для предпринимателей в Кыргызстане.
К сожалению, наш Налоговый кодекс не всегда дает четкое толкование тех или иных процедур, что и приводит к возникновению многочисленных налоговых споров между предпринимателями и органами налоговой службы. И хотя в Налоговом кодексе есть норма, что любые сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика, на практике это не так. Например, по данным Международного Делового Совета, которые озвучены на февральском заседании Комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном Совете по устойчивому развитию Кыргызской Республики, за 2016-2018 годы по результатам налоговых проверок бизнесу доначислили налогов более чем на 39,5 млрд сомов. В среднем ежегодно доначислялась сумма, сопоставимая с 40% от общей прибыли всех предприятий Кыргызстана. А в 2018 году доначисления составили 18,9 млрд сомов, что составляет около 64% всей годовой прибыли всех компаний…
– Где и как будет действовать Налоговый трибунал?
– По законопроекту Налоговый трибунал будет располагаться в Бишкеке, на базе Международного третейского суда при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики. Рассматривать споры между налоговой службой и налогоплательщиками будут высококвалифицированные эксперты в области налогов. Они будут независимы от обеих сторон спора, а вынесенное ими решение будет не рекомендательным, а обязательным к исполнению как налогоплательщиком, так и налоговыми органами, если только они не решат обжаловать его в судебном порядке.
Хочу отметить, что такой порядок соответствует наилучшей международной практике. В десятках государств аналогичные институты по досудебному рассмотрению споров уже созданы и показали свою высокую эффективность. На недавно состоявшихся парламентских слушаниях представители бизнеса высоко оценили предлагаемые изменения и просили принять их до ухода депутатов на каникулы.
– Как вы объяснили выше, сейчас рассмотрением жалоб налогоплательщиков занимается центральный аппарат ГНС в рамках его функциональных обязанностей. То есть расходы покрываются из госбюджета, и налогоплательщик ничего не платит. А по вашему законопроекту налогоплательщик должен будет оплачивать расходы по рассмотрению его жалобы Налоговым трибуналом. В этой связи возникает два вопроса. В какую примерно сумму обойдётся налогоплательщику обжалование? И не окажется ли это финансовое условие препятствием для подачи жалобы?
– Действительно, налогоплательщик должен будет оплатить расходы на рассмотрение жалобы Налоговым трибуналом. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Во-первых, мы должны понимать, что работать совсем бесплатно квалифицированные эксперты не могут. Они тратят свое время и должны получать какую-то компенсацию. Я сам был членом независимой комиссии по рассмотрению жалоб и протестов по государственным закупкам и могу сказать, что работа этого отличного института была парализована тем, что не было достаточно квалифицированных специалистов, готовых бесплатно уделять по несколько часов в день общественной работе. В комиссии был постоянный недобор членов, высокая текучка, из-за этого жалобы рассматривались с нарушениями сроков, срывались сроки работ, тендеров. Из-за того, что подача жалобы являлась полностью бесплатной, те участники торгов, которые проиграли конкурс даже по объективным причинам, сразу подавали жалобы, чтобы затянуть время и сорвать тендер, тем самым парализуя работу комиссии.
В этом плане я считаю, что небольшая плата будет дисциплинировать налогоплательщиков и не позволит им подавать ничем не обоснованные жалобы без реальной аргументации своей правоты. Это разгрузит Налоговый трибунал и позволит ему уделить больше времени серьезным случаям. Кроме того, это позволит сэкономить бюджетные средства, что на фоне экономического кризиса и достаточно непростой ситуации с госбюджетом особенно важно.
Кроме того, в законопроекте прописано, что сумма сбора покрывает только оплату труда членов трибунала и не преследует целей извлечения прибыли. Она будет совсем небольшая по сравнению с огромными расходами налогоплательщиков на исполнение несправедливых налоговых обязательств.
Для тех же налогоплательщиков, которые вообще не хотят или не могут платить, остаётся прежний механизм досудебного рассмотрения споров самой налоговой службой. Для них ничего не изменится, и никакого увеличения расходов не произойдёт.
– Согласно законопроекту, в случае несогласия с решением Налогового трибунала проигравшая сторона вправе оспорить его в Административном суде. Есть ли вероятность, что налогоплательщик и налоговая служба согласятся с выводами Трибунала и до суда их спор не дойдёт? Каков ваш прогноз?
– Согласно Конституции окончательное решение по любым спорам принимается судом, и мы не можем ограничить это право. Однако полагаю, что большинство решений Налогового трибунала будет окончательным. Ведь зачастую тем же налоговикам просто нужно иметь обоснование для того, чтобы принять решение в пользу налогоплательщика. Часто они не делают этого даже в очевидных случаях только потому, что боятся преследования со стороны правоохранительных органов, если вынесут его сами. Решение же Налогового трибунала даст им такое обоснование. Кроме того, международный опыт показывает, что большинство споров заканчивается достижением соглашения между налогоплательщиками и налоговыми органами, а Трибунал больше играет роль медиатора. Мы предполагаем, что число обращений в суд значительно сократится, что позволит снизить расходы налогоплательщиков и государства на содержание судебной системы, оплату гонораров юристам и т.д.
– Вы сказали, Налоговый трибунал будет действовать при Международном третейском суде при ТПП КР. Какую роль этот суд будет играть в функционировании трибунала?
– Здесь главную роль играет независимый статус третейского суда и накопленный опыт в области решения споров и в медиации. У суда имеется большая база квалифицированных арбитров, которые могут принимать участие в работе Трибунала. А учитывая, что в целом работа третейского суда и работа Трибунала строятся по схожим принципам, процесс перехода к новому досудебному порядку рассмотрения налоговых споров можно будет запустить очень быстро.
– Какую пользу принесёт новый порядок с точки зрения налогоплательщика и с позиции государства? Кто и что выиграет от этой реформы?
– Объективное рассмотрение налоговых споров увеличит доверие предпринимателей к системе защиты их прав и к перспективе ведения бизнеса в Кыргызстане. Это будет способствовать расширению иностранных и отечественных инвестиций, ускорению экономического роста и, в конечном итоге, увеличению доходов государства. Также сократятся расходы и время налогоплательщиков, затрачиваемые на многомесячные судебные тяжбы, сократится нагрузка на судебную систему.
– Какова позиция Государственной налоговой службы и Правительства в целом по данному законопроекту?
– Мы еще не получили заключения ГНС и Правительства на предлагаемый законопроект. Но надеемся, что оно будет положительным.
Беседовал Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ
Депутаты одобрили в III чтении законопроект по поддержке птицеводческой отрасли
- Вторник, 30 июня 2020
Во исполнение протокола заседания Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики от 28 июня 2018 года №3 относительно поддержки птицеводческой отрасли Жогорку Кенеш 24 июня 2020 года рассмотрел законопроект «О внесении изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» в третьем чтении.
По обращениям Ассоциации птицеводов Кыргызстана относительно критической ситуации в птицеводческой отрасли Кыргызстана было принято решение разработать проект нормативного правового акта, предусматривающего обеспечение доступа к кормовой базе путем предоставления налоговых преференций на импорт cырья для производства кормов сельскохозяйственными производителями, осуществляющими деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы (птицеводство) в той части, которая фактически была использована на эти цели. Кроме того, в целях удешевления стоимости кормов, производимых для сельскохозяйственного птицеводства на территории Кыргызской Республики, необходимо также предоставить освобождение от НДС поставок птицеводам таких кормов, произведенных предприятиями по производству кормов. Последнее обусловлено тем, что мелкий товаропроизводитель яиц и птицы не в состоянии самостоятельно выступать импортером рыночных партий компонентов для производства кормов для своих производственных целей и приобретает корма мелкими партиями на территории республики, говорится в справке-обосновании.
По итогам обсуждения депутаты приняли законопроект в третьем чтении.
Подробнее: www.tazabek.kg/news:1627684/?f=cp