Новости

предложения к проекту постановления Жогорку Кенеша «О мерах по сокращению негативных социально - экономических последствий в связи с валютной инфляцией и распространением коронавирусной инфекции COVID-19

предложения к проекту постановления Жогорку Кенеша «О мерах по сокращению негативных социально - экономических последствий в связи с валютной инфляцией и распространением коронавирусной инфекции COVID-19

1-апреля 2020 года на заседании Жогорку Кенеша КР депутаты К.Иманалиев, А.Жапаров, Э.Токтошев, А.Эргешов, М.Бакиров, М.Жеенчороев, И.Пирматов, А.Нурбаев внесли свои предложения к проекту постановления Жогорку Кенеша «О мерах по сокращению негативных социально - экономических последствий в связи с валютной инфляцией и распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
Необходимые краткосрочные меры:
1. Каникулы на выплаты налогов и социальных отчислений на все время запрета на деятельность в результате карантинных мер, включая освобождение от выплат земельного налога и налога на имущество;
2. Отсрочка по коммунальным платежам на время действия карантинных мер;
3. Освобождение от уплаты платежей за аренду государственного имущества и государственной земли;
4. Отсрочка по выплате кредитов и процентов по ним для субъектов предпринимательства, чья деятельность ограничена карантинными мерами;
5. Полное освобождение от всех видов проверок со стороны государственных органов, включая правохранительные органы и Государственную налоговую службу;
6. Выдать беспроцентные кредиты на заработную плату физическим лицам, а ИГП ссуды в размере не менее стоимости потребительской корзины;
7. Предоставление льготных кредитов в упрощенном порядке для восстановления деятельности после завершения карантинных мер, необходимо задействовать Государственный резервный фонд (на сегодня более 1 миллиарда сомов), пополнить до 500 миллионов долларов США.
Кроме вышеуказанных краткосрочных мер в обязательном порядке должен быть разработан и принят пакет структурных реформ кардинально улучшающих условия ведения предпринимательской деятельности в стране, включая
1. Создание справедливой судебной системы;
2. Радикальное упрощение налогового администрирования и сокращение количества налогов, с внедрением фискализации на всех этапах;
3. Сокращение размера социальных отчислений, введение социального налога и переход на накопительную пенсионную систему;
4. Переход на проверки бизнеса полностью в цифровом формате;
5. Сокращение регулирования предпринимательской деятельности, переход бизнеса на принципы саморегулирования и исключение человеческого фактора;
6. Полное реформирование налоговой и таможенной службы под контролем комиссии с участием представителей бизнеса и гражданского общества;
7. Декриминализация экономических преступлений;
8. Обеспечение защиты прав собственности и гарантий для инвесторов;
9. Массовая приватизация и полный уход государства из хозяйственной деятельности;
10. Внедрение безналичных платежей, принцип отслеживаемости товаров, и как итоги уменьшения теневой экономики;
11. Переход на экономически обоснованные тарифы;
12. Запуск крупных национальных инфраструктурных проектов.

Прочитано 2666 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Борьба с коронавирусом. Как не убить бизнес и экономику в Кыргызстане

Борьба с коронавирусом. Как не убить бизнес и экономику в Кыргызстане

12:17, 02 апреля 2020, Бишкек - 24.kg, Азамат АКЕНЕЕВ специально для ИА «24.kg»

На днях Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, представляя свой доклад, посвященный теме глобального реагирования на социально-экономические последствия пандемии COVID-19, сказал: это самый тяжелый кризис, с которым мир столкнулся после Второй мировой войны.

Кыргызстан не стал исключением. Для республики это станет самым серьезным кризисом в истории независимости, который по своим масштабам и последствиям потенциально может превзойти даже то, что страна пережила после развала СССР. Как минимум мы должны понять, что быстрого выхода из него не будет.

 

Развенчание мифа

 

Сейчас государства поражает не только сам вирус, но и экономическая рецессия. Причем прогнозы ухудшаются буквально с каждым днем. Если пару недель назад большинство экономистов и аналитиков финансовых институтов прогнозировали просто значительное замедление темпов роста мировой экономики в 2020 году, то сейчас речь уже идет об отрицательном росте и сокращении мирового богатства. Даже в случае маловероятного сценария победы над коронавирусом в ближайшие месяцы странам придется еще в течение значительного времени преодолевать последствия спада в экономике, безработицы и увеличивающейся бедности.

Что ждать Кыргызстану и какие меры могут быть приняты нашими властями?

Для начала хотелось бы сразу развеять популярный миф. Он распространен даже среди достаточно образованных и грамотных граждан. По их словам, мировой кризис нам не особо страшен, потому что мы бедная республика, не интегрированная в мировые финансовые рынки, и привыкли выживать без значительного притока инвестиций. Это мнение глубоко ошибочно. Все обстоит совершенно наоборот.

Именно по бедным странам и их населению мировые кризисы бьют сильнее, чем по более благополучным, которые имеют ресурсы и потенциал для принятия антикризисных мер.

В первую очередь необходимы щедрое фискальное стимулирование экономики со стороны государства и обеспечение минимальных социальных стандартов потерявшим работу и уязвимым слоям населения. Практически все развитые государства мира уже объявили о многомиллиардных или даже триллионных мерах поддержки своих экономик и граждан. Может ли это сделать Кыргызстан? Ответ очевиден.

Положение республики, помимо того, что мы бедная страна, без резервов у правительства и доступа на международные рынки капитала, усугубляется крайне непропорциональной структурой экономики. Это делает ее особо уязвимой к внешним шокам.

На протяжении многих лет Кыргызстан входит в число мировых лидеров по весьма сомнительному показателю отношения переводов трудовых мигрантов к ВВП. Эта цифра достигает колоссальных 35-40 процентов.

 

Таким образом, даже небольшое уменьшение доли этих поступлений приведет к значительному нарушению платежного баланса и девальвации национальной валюты.

 

Хуже 2010 года, но лучше 1994-го

 

Значительное число кыргызстанцев по-прежнему заняты в обслуживании реэкспортных потоков на рынки стран СНГ. Производственный сектор слаб, объемы импорта в несколько раз превышают размеры экспорта. Можно с уверенностью сказать, что в мире найдется мало государств, настолько зависимых от состояния мировой экономики. Кыргызстан особенно зависим от состояния экономики наших основных партнеров — России, Китая, Казахстана и других соседей.

Согласно последнему прогнозу Министерства экономики, спад ВВП в этом году в Кыргызстане прогнозируется на уровне 7 процентов. Это значительно превышает показатели 2010-го, когда в КР произошла так называемая Апрельская революция. Тогда падение ВВП составило 0,5 процента. До рекордного падения ВВП 1994 года в размере почти 20 процента еще далеко.

Но еще месяц назад в самом худшем сценарии ведомство даже не предполагало спада в экономике. Так что эти цифры могут быть далеко не окончательными.

Первые тревожные сигналы уже поступают. Национальная валюта за последние недели девальвировала к доллару примерно на 15 процентов. По сообщениям банков, на 70-80 процентов уменьшились объемы денежных переводов в страну. Введенные в связи с коронавирусом на территории республики режимы чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения парализовали деятельность большинства предпринимателей и компаний.

Предлагаемые правительством меры поддержки бизнесменов в основном направлены на отсрочку платежей и отчетности по налогам, кредитам и арендной плате, причем во многих случаях они носят рекомендательный характер.

Трудно ожидать другого в условиях критического падения доходов бюджета, необходимости выполнения государством минимальных социальных обязательств и увеличения финансирования сектора здравоохранения. Мы не можем позволить себе таких же действий по защите бизнеса, которые предпринимаются в других, более благополучных странах, включая наших партнеров по ЕАЭС.

 

Не копировать чужой опыт

 

В этих условиях единственным реалистичным способом не потерять полностью экономический потенциал республики в ближайшие месяцы является маневрирование в области применяемых карантинных мер. В настоящее время власти Кыргызстана практически полностью копируют тактику подавления инфекции, которая была применена КНР, а затем опробована в других государствах.

За редким исключением вводится запрет на осуществление большинства видов предпринимательской деятельности, ограничены транспортные перевозки и передвижения граждан.

Но сработать эти жесткие меры могут только в условиях, когда государство берет на себя полное обеспечение граждан, потерявших работу, и снимает с бизнеса обязательства по уплате каких-либо платежей на то время, пока ему запрещена деятельность.

 

Делается ли это в Кыргызстане? Вопрос опять же риторический.

Очевидно, что в течение ближайших недель начнется массовое нарушение карантина людьми, у которых закончатся продукты. Вместе с тем усилится социальная нестабильность, возможны беспорядки. Бизнес будет продолжать нести потери и разоряться.

В этих условиях необходимо не бездумно копировать чужой опыт, а разработать и внедрить тактику борьбы с инфекцией, которую страна реально может себе позволить с учетом наших условий.

В мире есть и примеры государств, которые не внедряют такие жесткие ограничения, полностью парализующие экономику. При этом они контролируют число заболевших на уровне, когда все нуждающиеся могут получить доступ к медицинской помощи. Многим категориям предпринимателей, чья деятельность не предполагает массового сбора граждан, можно разрешить продолжать работать, включая небольшие производства и сферу услуг. Частично возобновить и передвижение общественного транспорта, чтобы люди получили возможность добираться на работу.

Но важно вводить эти меры постепенно, тщательно отслеживая эпидемиологическую ситуацию и не допуская резкого роста заболевших.

 

Безработица и нищета или...?

 

Что не менее важно, уже в ближайшие месяцы должен быть разработан и принят пакет структурных реформ, кардинально улучшающих условия ведения предпринимательской деятельности после завершения карантина. Прежде всего речь идет о тотальном снижении административной нагрузки на бизнес, в первую очередь налоговом и таможенном, о сокращении количества налогов и ставок социальных отчислений, а также о переводе всех государственных услуг для предпринимателей в цифровой формат и исключении контактов с госорганами. Тотальное ограничение проверок предпринимателей и переход большей части бизнеса на принципы саморегулирования тоже немаловажны. Необходимо реформировать устаревшую систему трудового законодательства и полный уход государства от хозяйственной деятельности, создание условий для справедливой конкуренции.

Именно размеры катастрофы, особенно ее влияние на бюджет страны, с выпадением многих десятков миллиардов сомов дают уникальное окно возможностей для проведения этих давно наболевших изменений, невозможных в обычное время. Раз падение неизбежно, так давайте хотя бы страдать не напрасно.

Масштабы кризиса после пандемии коронавируса позволяют надеяться на то, что государства мира и международные институты примут беспрецедентные меры по его преодолению. Учитывая предыдущий опыт мировых рецессий, можно надеяться на то, что период глубокого спада составит не более нескольких месяцев.

Кыргызстану необходимо на этот срок не допустить критического падения экономики и разорения большей части предпринимателей республики, а также принять беспрецедентные меры по улучшению условий ведения бизнеса. Тогда при изменении внешней конъюнктуры и восстановлении спроса можно ожидать достаточно быстрого оживления экономической деятельности. В противном случае нам гарантированы долгие годы безработицы и нищеты.

 

Прочитано 2825 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Круглый стол с представителями бизнес сообщества и государственными органами по обсуждению мер, направленных на поддержку предпринимательской среды и уменьшения негативных экономическ

Круглый стол с представителями бизнес сообщества и государственными органами по обсуждению мер, направленных на поддержку предпринимательской среды и уменьшения негативных экономическ

20 марта 2020 года в Большом зале Министерства экономики с участием министра Санжара Муканбетова совместно с Советом по развитию бизнеса и инвестиций при Правительстве КР во главе его руководителя Талайбека Койчуманова состоялся круглый стол (с трансляцией в он-лайн режиме на Facebook странице Минэкономики) с представителями бизнес сообщества и государственными органами по обсуждению мер, направленных на поддержку предпринимательской среды и уменьшения негативных экономических последствий распространения коронавируса.

В ходе встречи было озвучено, что на сегодняшний день Правительством страны приняты решения следующие:

- внесены изменения в проект «Финансирование сельского хозяйства – 8», где для льготного финансирования включены предприятия, занимающиеся переработкой зерна и продовольственной пшеницы и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.

- принято постановление ПКР «О введении временного государственного регулирования цен на отдельные виды социально-значимых товаров»;

- расширен перечень социально-значимых товаров, на которые может быть введено временное государственное регулирование цен на внутреннем рынке КР;

- утвержден Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, освобожденных от уплаты НДС при поставке и импорте на территорию республики. Согласно данному документу ряд медицинских средств, востребованных в борьбе с коронавирусом, освобождены от уплаты НДС.

Также было отмечено, что благодаря оперативности принятия решений, одно из крупнейших экпортоориентированных предприятий ОсОО Пейванд», находящееся в СЭЗ «Бишкек» приступило в производству медицинских масок.

На данный момент, Правительством страны прорабатывается проект первоочередных мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, где предусмотрены механизмы, предлагаемые бизнес-сообществом, такие как фискальные меры поддержки (налоговые послабления, перенос сроков сдачи отчетов, ЕНД, эл.счет фактурам, эл. товарно-транспортным накладным, ограничения на проверки, в т.ч. налоговые), сдерживание оттока капитала, гарантии инвесторам, стабильность рынка труда, возобновление товарооборота с КНР и странами ЕАЭС.

Кроме этого, постановлением НБКР от 18 марта 2020 года введено ограничение по начислению и взиманию комиссионных и иных платежей, связанных с пересмотром условий кредитных договоров. Нельзя налагать и взимать штрафные санкции, в том числе неустойку (штраф/пени) на заемщиков за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных кредитными договорами. Рекомендовано предоставить отсрочку по платежам выданных кредитов как минимум на три месяца.

В ходе вопросов и ответов отмечено, что данные шаги в полной мере отражают предложения бизнес-соообщества по смягчению и стабилизации ситуации в предпринимательской среде, от которой напрямую зависит экономическая и социальная стабильность в республике.

Также в Министерстве экономики КР создан оперативный call-центр «Горячая линия» по вопросам предпринимательской деятельности, где предприниматели могут обращаться по номеру 62-03-19, 0555774405 (W/a).

 
Прочитано 2587 раз
Оцените материал
(0 голосов)
В Кыргызстане будут уничтожать некачественные и контрафактные продукты

В Кыргызстане будут уничтожать некачественные и контрафактные продукты

Для обеспечения безопасности граждан некачественную и контрафактную пищевую продукцию будут уничтожать. Об этом сообщили в Совете по развитию бизнеса и инвестициям.

18 февраля 2020 года принято постановление правительства № 93. В нем утверждены положения об изъятии и отзыве некачественной и небезопасной пищевой продукции и ее утилизации.

«Вопрос неоднократно поднимался в Совете по развитию бизнеса и инвестициям различными бизнес-ассоциациями. Предприниматели указывали, что в Кыргызстан из других стран зачастую поступает некачественная продукция без сертификации и с просроченными сроками годности по низким ценам. Это создает угрозу здоровью и безопасности граждан и несправедливые условия конкуренции для добросовестных поставщиков и отечественных производителей», — подчеркнули в Инвестсовете.

Ранее не были четко определены механизмы и методы изъятия и уничтожения такой продукции. Товар продолжал храниться на складах у самих недобросовестных поставщиков и возвращался им же для утилизации.

Из-за отсутствия должного контроля продукция, имеющая угрозу для жизни и здоровья граждан, продолжала поступать в продажу.

«Принятое постановление создало правовую основу для того, чтобы некачественный и просроченный товар мог по прозрачным и понятным процедурам изыматься и утилизироваться госорганами. Это улучшит безопасность покупателей и обеспечит защиту отечественных производителей от несправедливой конкуренции со стороны недобросовестных поставщиков и импортеров», — заключили в Совете по развитию бизнеса и инвестициям.

Прочитано 3486 раз
Оцените материал
(0 голосов)