Круглый стол с представителями бизнес сообщества и государственными органами по обсуждению мер, направленных на поддержку предпринимательской среды и уменьшения негативных экономическ

Круглый стол с представителями бизнес сообщества и государственными органами по обсуждению мер, направленных на поддержку предпринимательской среды и уменьшения негативных экономическ

20 марта 2020 года в Большом зале Министерства экономики с участием министра Санжара Муканбетова совместно с Советом по развитию бизнеса и инвестиций при Правительстве КР во главе его руководителя Талайбека Койчуманова состоялся круглый стол (с трансляцией в он-лайн режиме на Facebook странице Минэкономики) с представителями бизнес сообщества и государственными органами по обсуждению мер, направленных на поддержку предпринимательской среды и уменьшения негативных экономических последствий распространения коронавируса.

В ходе встречи было озвучено, что на сегодняшний день Правительством страны приняты решения следующие:

- внесены изменения в проект «Финансирование сельского хозяйства – 8», где для льготного финансирования включены предприятия, занимающиеся переработкой зерна и продовольственной пшеницы и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.

- принято постановление ПКР «О введении временного государственного регулирования цен на отдельные виды социально-значимых товаров»;

- расширен перечень социально-значимых товаров, на которые может быть введено временное государственное регулирование цен на внутреннем рынке КР;

- утвержден Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, освобожденных от уплаты НДС при поставке и импорте на территорию республики. Согласно данному документу ряд медицинских средств, востребованных в борьбе с коронавирусом, освобождены от уплаты НДС.

Также было отмечено, что благодаря оперативности принятия решений, одно из крупнейших экпортоориентированных предприятий ОсОО Пейванд», находящееся в СЭЗ «Бишкек» приступило в производству медицинских масок.

На данный момент, Правительством страны прорабатывается проект первоочередных мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, где предусмотрены механизмы, предлагаемые бизнес-сообществом, такие как фискальные меры поддержки (налоговые послабления, перенос сроков сдачи отчетов, ЕНД, эл.счет фактурам, эл. товарно-транспортным накладным, ограничения на проверки, в т.ч. налоговые), сдерживание оттока капитала, гарантии инвесторам, стабильность рынка труда, возобновление товарооборота с КНР и странами ЕАЭС.

Кроме этого, постановлением НБКР от 18 марта 2020 года введено ограничение по начислению и взиманию комиссионных и иных платежей, связанных с пересмотром условий кредитных договоров. Нельзя налагать и взимать штрафные санкции, в том числе неустойку (штраф/пени) на заемщиков за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных кредитными договорами. Рекомендовано предоставить отсрочку по платежам выданных кредитов как минимум на три месяца.

В ходе вопросов и ответов отмечено, что данные шаги в полной мере отражают предложения бизнес-соообщества по смягчению и стабилизации ситуации в предпринимательской среде, от которой напрямую зависит экономическая и социальная стабильность в республике.

Также в Министерстве экономики КР создан оперативный call-центр «Горячая линия» по вопросам предпринимательской деятельности, где предприниматели могут обращаться по номеру 62-03-19, 0555774405 (W/a).

 
Прочитано 54 раз
Оцените материал
(0 голосов)
В Кыргызстане будут уничтожать некачественные и контрафактные продукты

В Кыргызстане будут уничтожать некачественные и контрафактные продукты

Для обеспечения безопасности граждан некачественную и контрафактную пищевую продукцию будут уничтожать. Об этом сообщили в Совете по развитию бизнеса и инвестициям.

18 февраля 2020 года принято постановление правительства № 93. В нем утверждены положения об изъятии и отзыве некачественной и небезопасной пищевой продукции и ее утилизации.

«Вопрос неоднократно поднимался в Совете по развитию бизнеса и инвестициям различными бизнес-ассоциациями. Предприниматели указывали, что в Кыргызстан из других стран зачастую поступает некачественная продукция без сертификации и с просроченными сроками годности по низким ценам. Это создает угрозу здоровью и безопасности граждан и несправедливые условия конкуренции для добросовестных поставщиков и отечественных производителей», — подчеркнули в Инвестсовете.

Ранее не были четко определены механизмы и методы изъятия и уничтожения такой продукции. Товар продолжал храниться на складах у самих недобросовестных поставщиков и возвращался им же для утилизации.

Из-за отсутствия должного контроля продукция, имеющая угрозу для жизни и здоровья граждан, продолжала поступать в продажу.

«Принятое постановление создало правовую основу для того, чтобы некачественный и просроченный товар мог по прозрачным и понятным процедурам изыматься и утилизироваться госорганами. Это улучшит безопасность покупателей и обеспечит защиту отечественных производителей от несправедливой конкуренции со стороны недобросовестных поставщиков и импортеров», — заключили в Совете по развитию бизнеса и инвестициям.

Прочитано 147 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Государственно-частный диалог на основе бизнес-экосистем

Государственно-частный диалог на основе бизнес-экосистем

УДК 332.1

334.025

 

Койчуманов Талайбек Джумашевич, доктор экономических наук, профессор,

Секретариат Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики, руководитель Секретариата <Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.>

Асанов Бакытбек Даирович, Секретариат Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики, координатор по взаимодействию с региональными инвестсоветами, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Аннотация

В данной статье авторами рассматриваются теоретические и практические вопросы усиления государственно-частного диалога в регионах Кыргызской Республики. Конечной целью предлагаемых преобразований является улучшение бизнес-среды в регионах на основе отбора бизнес-экосистем и проведения на их основе диалога между бизнес-сообществом и органами государственного управления. В статье отмечаются слабые стороны традиционного диалога и предлагается новая концепция построения диалога на основе отбора бизнес-экосистем. Авторы дают обоснование необходимости отбора бизнес-экосистем, предлагают методологию отбора бизнес-экосистем на основе балльных критериев экономической эффективности проектов, приводят примеры отбора бизнес-экосистем на практике отдельных районов Кыргызской Республики.

 Ключевые слова: государственно-частный диалог, региональные инвестиционные советы, улучшение бизнес-среды, бизнес-экосистема, экономическая эффективность, конкурентные преимущества, методология отбора бизнес-экосистем.

 

Название статьи, ФИО и должность авторов, аннотация и ключевые слова на английском и кыргызском языках

Koichumanov Talaibek Djumashevich, Doctor of Economics, Professor, Secretariat of the Business Development and Investments Council under the Government of the Kyrgyz Republic, Head of the Secretariat <Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.>

Койчуманов Талайбек Джумашевич, экономика илимдеринин доктору, профессор, Кыргыз Республикасынын Өкмөтүнө караштуу Бизнести өнүктүрүү жана инвестиция боюнча кеӊешинин катчылыгы, катчылыгынын башчысы<Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.>

 

 

Основная задача государственно-частного диалога (в дальнейшем ГЧД) заключается в том, чтобы довести голос бизнеса, а именно препятствия, которые мешают развиваться бизнесу, меры по улучшению бизнес-среды  до государственных органов и совместно внедрить решения организационного или правового характера по улучшению бизнес-среды и инвестиционного климата. Другими словами, задачей ГЧД является установление обратной связи между правительством и бизнес-сообществом по вопросам улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата в стране

 

Отличие ГЧД на центральном и региональном уровнях

В отличие от площадки государственно-частного диалога на центральном уровне - Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР (в дальнейшем Инвестсовет), где рассматриваются общеэкономические, секторальные проблемы, для решения которых требуется изменить законодательство, задачи региональных инвестсоветов (в дальнейшем РИС) могут отличаться масштабностью, носить региональный характер. Решения РИС могут приниматься на местном уровне айылными кенешами, айыл-окмоту, региональными структурами министерств, ведомств, Полномочными представителями Правительства Кыргызской Республики. Если рекомендации, принятые на площадках РИС требуют изменения нормативных правовых актов, то они направляются в соответствующие министерства ведомства для рассмотрения или делегируются для рассмотрения на Инвестсовете. Кроме того, в отличие от центрального общереспубликанского уровня на региональном уровне ощущается ограниченность организационного и аналитического потенциала бизнес-ассоциаций, которые могут профессионально поднимать вопросы и готовить проекты решений [1].

 

Целью разработки нового формата работы РИС является усиление государственно-частного диалога на региональном уровне за счет отбора бизнес-экосистем в областях и районах. Такой отбор позволит определить приоритетные проекты в регионах и строить ГЧД на идентификации проблем конкретных бизнес-проектов, выявлять проблемы и искать пути решения на всем процессе работы таких проектов - от создания, то реализации конечной продукции.

 

Почему бизнес-экосистемы?

Бизнес-экосистема - это ряд ведущих проектов бизнеса, которые осуществляются на территории региона и вносят значительный вклад в развитие социально-экономической жизни территории.

Бизнес-экосистема региона – это особые дружественные и взаимовыгодные отношения бизнес-сообщества региона. Такая система образуется на базе ведущих компаний - лидеров, обладающих конкурентными преимуществами, приверженными к инновациям, имеющими общее видение развития региона. Система предполагает наличие сети предприятий, включая поставщиков, дистрибьюторов, клиентов, правительственных учреждений, общественных организаций, которые участвуют в производстве и поставке конкретных товаров и услуг компаний бизнес-экосистемы.

Социальная инфраструктура также является частью бизнес-экосистемы, обеспечивая устойчивость ее существования. Этим элементом, бизнес-экосистема отличается от кластера, которая включает в себя только производственную инфраструктуру. Кластер, может быть элементом бизнес-экосистемы, ее составной частью [2]. Здесь важным отличительным элементом образования является наличие в нем характеристик экосистемы [3].

Характерной чертой бизнес-экосистемы является его лидирующая роль в знании современных тенденций развития экономики,  способности применять инновационные методы хозяйствования, использовании конкурентных преимуществ и создании, в конечном счете, дружественной среды для всех партнеров, осуществляющих бизнес в регионе.

 Предприятия бизнес-экосистемы определяют возможности и роли и стремятся соответствовать направлениям, установленным одной или несколькими компаниями-лидерами.

 Те компании, которые занимают руководящие роли, могут меняться с течением времени, но функция лидера экосистемы ценится сообществом, потому что она позволяет членам двигаться к общим видениям, чтобы выровнять свои инвестиции и найти взаимоподдерживающие роли

Предыдущий опыт построения ГЧД в регионах с момента создания РИС решением Инвестсовета в 2016 году показал, что на заседания РИС зачастую выносились не качественно подготовленные, зачастую повторяющиеся вопросы, без детального анализа и конкретных путей решения. Такие заседания РИС носили характер одноразовых круглых столов и решения, принятые на них плохо поддавались мониторингу исполнения, что значительно снижало интерес бизнес-сообщества к участию на таких заседаниях. Важной чертой эффективности площадок ГЧД является возможность доведения решений до конечного результата, чтобы участники обсуждений могли видеть реальный вклад от таких диалогов в вопросах улучшения бизнес-климата в регионах.

Основными причинами недостаточной эффективности работы РИС в организации государственно-частного диалога в регионах являются организационные издержки, связанные с отсутствием мотиваций представителей власти в проведении такого диалога с бизнес-сообществом, отсутствие финансирования рабочих органов РИС, низкий профессиональный уровень и потенциал бизнес-сообщества в регионах и другие.

Выбор бизнес-экосистем для ГЧД на площадках РИС, на наш взгляд, позволит максимизировать интерес к проблемам конкретных проектов. Бизнес-экосистемы объединяют вокруг себя бизнес-сообщество в регионах, так как проблемы бизнес-экосистем являются общими для многих предпринимателей региона. Учитывая, что лидирующие компании, на базе которых создаются бизнес-экосистемы, обладают значительным потенциалом для развития и деятельность которых непосредственно связана с общими экономическими и социальными проблемами региона, продвижение проектов лидирующих компаний бизнес-экосистемы будет сказываться на развитии всего региона. В этом и характерная отличительная черта бизнес-экосистем - их дружественность по отношению ко всем партнерам в регионе. Такой подход, на наш взгляд, существенно повышает устойчивость развития региона.

По оценке экспертов, преимуществом бизнес экосистем является то, что организации экосистемы фокусируются на ключевых компетенциях и должны сотрудничать для развития инноваций. Решение сложных задач стимулируют сотрудничество предприятий экосистемы   в поиске технологий, новых продуктов, услуг, сокращения вывода их на рынок. Цель бизнес экосистемы - "оркестровка - координация участников для достижения индивидуальной или коллективной эффективности" [4]

Для объективности отбора лидирующих компаний, на базе которых создаются бизнес-экосистемы - этих локомотивов бизнеса на местах, авторами предлагается методология определения приоритетных региональных проектов по объективным экономическим критериям, таким как наличие ресурсов, конкурентных преимуществ, подготовленность работников, наличие потенциала для  экспорта и др.[5]. Отбор проектов бизнес-экосистем будет осуществляться на основе оценки по балльной системе, которую  будут проводить независимые эксперты.

Фокус на бизнес-экосистемы в развитии ГЧД в регионах делается для усиления взаимодействия всех партнеров и налаживании дружелюбной атмосферы ведения бизнеса в регионе. В тоже время выбор лидирующих проектов и компаний  на базе которых создаются бизнес-экосистемы не исключает конкуренцию за лидерство в бизнес-экосистеме, важно только, чтобы такая конкуренция сохраняла общее направление развития по улучшению инвестиционного климата в регионе.

После согласованного с местными властями отбора бизнес-экосистем в регионах, будут проведены тренинги по ГЧД для бизнес-экосистем, на которых будут объяснены цели и задачи ГЧД. Все заседания РИС будут строиться исходя из потребности лидирующих компаний бизнес-экосистем по мере возникновения у них проблем и нерешенных вопросов. На каждом заседании РИС будут рассматриваться вопросы бизнес-экосистем в первоочередном порядке. Могут также вноситься в повестку заседания и другие вопросы. Должен проводиться мониторинг исполнения решений заседаний РИС на всех этапах реализации проектов бизнес-экосистем. Тем самым будут выявляться проблемы не только специфические для бизнес-экосистемы, но и общие для всех предпринимателей региона проблемы, начиная от земельных и финансовых вопросов при создании проектов (вопросы, выделения, получения разрешений, лицензий), заканчивая вопросами налогового и таможенного администрирования, технического регулирования, хранения, транспортировки и т.д.

 

            Прежде чем перейти к технологии отбора бизнес-экосистем, подытожим основные преимущества бизнес-экосистем.

            Итак, что дает внедрение бизнес-экосистем?

  • обеспечение эффективного использования конкурентных преимуществ региона (опыт, квалификация населения, спрос на производимую продукцию и т.д.);
  • эффективное использование местных условий и ресурсов региона;
  • взаимную поддержку участников бизне-экосистемы и эффективное распределение инвестиций;
  • усиление взаимосвязи всех потенциальных участников ГЧД в регионах для рассмотрения и решения проблем бизнес-экосистемы;
  • достижение устойчивого развития с учетом социальных ценностей населения региона.

 

            Для формирования бизнес-экосистемы необходимо сделать следующие шаги:

 

            шаг 1. Определить специализацию бизнес-экосистемы. На этом шаге определяются обоснованность отраслевой направленности лидирующих компаний исходя из географического разделения труда и опыта работников компаний, наличия у них необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

            шаг 2. Кооперация. На этом шаге необходимо скооперировать все предприятия, специализирующие на производстве определенного отраслевого продукта. Это во многом решает такие проблемы как мелкотоварность продукции и низкая цепочка добавленной стоимости.

            3 шаг. Собственнно формирование бизнес-экосистемы. На этом шаге определяются все экономические связи и ресурсы внутри региона, задаются общие рамки взаимодействия.

 

            Технология формирования бизнес-экосистемы состоит из нескольких стадий.

 

            Здесь важно отметить, что компании-лидеры могут специализироваться по выпуску продукции в какой-то отрасли и поэтому важно, чтобы эта отрасль или продукт имели конкурентные преимущества.

 

            Стадия 1. Оценка соответствия отраслевой специализации компаний трем критериям, по которым можно судить о наличии конкурентных преимуществ [6]:

  1. наличие ресурсной базы необходимой для производства и экспорта продукции;
  2. стоимость производства продукции;
  3. опыт навыки и квалификация населения.

 

            Стадия 2. Оценка значимости критериев отраслевой специализации компаний. На этой стадии, по каждому из вышеназванных критериев проводится балльная оценка. Баллы зависят от степени воздействия конкурентных преимуществ: минимальные баллы - когда воздействие ограничено регионом, максимальные баллы - в случае возможности поставлять товары и услуги на экспортом. При этом учитывается степень профессиональной подготовки населения по соответствующей отраслевой специализации компаний.

 

            Ниже представлена таблица, в которой описаны значения баллов по трем критериям в зависимости от степени воздействия конкурентных преимуществ на производство продукции.

 

 

 

Критерии

1 балл

2 балла

3 балла

1

Наличие ресурсной базы необходимой для производства и экспорта продукции

наличие ресурсов для потребления внутри региона

наличие ресурсов для потребления внутри страны

наличие ресурсов сверх потребления в стране и возможность для экспорта

2

Стоимость производства продукции

стоимость производства ниже чем в других районах области

стоимость производства ниже чем по стране

стоимость производства ниже чем в странах для экспорта

3

Опыт навыки и квалификация населения

наличие исторических навыков

пройдено дополнительное обучение, тренинги и тд.

существует непрерывная система повышения квалификации

*определяется экспертной группой по определению балльности критериев.

 

            Оценка значимости определяется экспертами по каждому критерию отраслевой специализации. Ниже представлена информация какими экспертами должна проводиться оценка и какими документами должна подтверждаться экспертиза.

 

  1. По критерию №1   
    • Оценка производится экспертами (НИИ Минсельхоза, НИИ почвоведение и т.д.)
    • Оценка подтверждается статистическими данными, экспертные заключениями и другими количественными и качественными характеристиками.
  2. По критерию №2
    • Оценка производится независимыми экспертами в области сельского хозяйства и промышленности.
    • Оценка подтверждается статистическими данными, экспертными заключениями и другими количественными и качественными характеристиками.
  3. По критерию №3
    • Оценка производится экспертами МСУ, государственных и общественных организаций.
    • Оценка подтверждается статистическими данными, экспертными заключениями и другими количественными и качественными характеристиками.

 

 

            Ниже представлены примеры отбора отраслевой специализации для компаний бизнес-экосистем.

 

Пример 1. Ат-Башинский район, Нарынская область

 

Продукция

1 критерий

2 критерий

3 критерий

Итого баллов

Картофель

2

3

2

7

Животноводство

3

2

2

7

Садоводство

0

0

0

0

Пшеница

1

0

0

1

 

            Наибольшие баллы (наилучшие конкурентные преимущества) у производства картофеля и животноводства, что может быть рекомендовано лидирующим компаниям бизнес-экосистемы Ат-Башинского района Нарынской области.

 

 

Пример 2. Баткенский район, Баткенская область

 

Продукция

1 критерий

2 критерий

3 критерий

Итого баллов

Картофель

1

0

1

2

Мясо

0

1

1

2

Урюк

3

2

2

7

Пшеница

0

0

0

0

 

            Для лидирующих компаний бизнес-экосистемы Баткенского района Баткенской области может быть рекомендованы производство продукции из урюка, так как урюк имеет наилучшие конкурентные преимущества по сравнению с другими продуктами.

 

Пример 3. Жети-Огузский район, ИК область

 

Продукция

1 критерий

2 критерий

3 критерий

Итого баллов

Картофель

1

1

1

3

Мясо

1

1

1

2

Урюк

3

2

2

7

Пшеница

1

0

0

1

Садоводство

2

2

3

7

 

            Для лидирующих компаний бизнес-экосистемы Жети-Огузского района Иссык-Кульской области могут быть рекомендованы занятие садоводством и производство продукции из урюка и других фруктов.

 

Пример 4. Сокулукский район, Чуйская область

 

Продукция

1 критерий

2 критерий

3 критерий

Итого баллов

Картофель

1

2

1

5

Мясо

2

1

2

5

Урюк

0

0

0

0

Пшеница

1

1

1

3

Молоко

2

2

3

7

 

            Производства молока, мяса и картофеля имеет наилучшие конкурентные преимущества и их можно рекомендовать для лидирующих компаний бизнес-экосистемы Сокулукского района Чуйской области.

 

            Таким образом, подводя итоги можно сказать, что бизнес-экосистемы могут создать устойчивую систему развития региона, сделав акцент на конкурентных преимуществах, будут способствовать повышению товарности сельскохозяйственной продукции, снизить издержки, что крайне важно для продвижения продукции на экспорт. Описанная в статье методология и технология отбора бизнес-экосистемы прежде всего направлена для внимания местных сообществ, чтобы они могли подойти профессионально к выбору приоритетов развития. Государственный частный диалог, построенный на основе рассмотрения проблем лидирующих компаний бизнес-экосистем существенно повысит эффективность таких площадок как региональные инвестиционные советы.

 

 

            Использованные источники

 

  1. Асанов Б., Бримкулова К., Юлдашева М./под общей ред. проф. Койчуманов Т.Д. Руководство по государственно-частному диалогу для региональных инвестиционных советов. - Бишкек: Аль Салам, 2018. - 80 с.
  2. Price V. Cluster policy. – M.: Business, 1996. - P. 341
  3. Moore, James F. The Death of Competition: Leadership & Strategy in the Age of Business Ecosystems. — New York : Harper Business, 1996.
  4. Дэн Реймер. 5 стратегий построения бизнес экосистем. http://denreymer.com/business-ecosystem
  5. Портер М. Э. Международная конкуренция / М. Э. Портер; пер. с англ. под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
    6. . Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М., СПб., К.: Вильямс, 2006. - С.602.

 

Прочитано 160 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Т. Койчуманов, руководитель Секретариата Совета принял участие на первой встрече членов Координационного совета для развития кластеров в различных секторах экономики Кыргызской Республики с участием Премьер-министра КР.

Т. Койчуманов, руководитель Секретариата Совета принял участие на первой встрече членов Координационного совета для развития кластеров в различных секторах экономики Кыргызской Республики с участием Премьер-министра КР.


?В целях реализации курса, направленного Президентом КР С. Жээнбековым в 2020 году на развитие регионов, участниками Координационного совета стали Российско-Кыргызский Фонд развития, Министерство экономики Кыргызской Республики, Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики, ОАО «Гарантийный Фонд», ФФ «БТ Инновэйшнс», ОАО «РСК Банк» и ОАО «Айыл Банк».

Секретариат Совета стремится достигать повышения эффективности регионального ГЧД за счет обсуждения актуальных тем. В настоящее время переход на поддержку создания кластеров, внедрение кластерных подходов в регионах является важным компонентом развития регионов. Готовится закон о кластерах, создается Координационный совет с участием финансовых институтов по поддержке кластеров.

Секретариат Совета разработал методологическую основу для отбора бизнес-экосистем (БЭС) в регионах, в основе которых заложен кластерный подход.
БЭС включают в себя не только кластерный подход в создании производственной инфраструктуры, но и охватывают более широкие аспекты развития региона, а именно создание сопутствующей социальной инфраструктуры, включая участие образовательных учреждений по подготовке кадров, элементы социальной ответственности предпринимателей для развития региона с целью мобилизации местного сообщества и координации усилий партнеров по развитию региона.

На площадках РИС будет делаться акцент на обсуждении вопросов предприятий - лидеров кластеров, проблем с которыми сталкиваются предприятия и поиска путей из разрешения. РИС будут обеспечивать постоянный мониторинг принятых на площадках РИС решений, что создаст устойчивость координации работ по развитию кластеров.

Прочитано 157 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Открытый и честный диалог между бизнесом и властью – залог экономического успеха.

Открытый и честный диалог между бизнесом и властью – залог экономического успеха.


Об этом Премьер-министр Кыргызской Республики Мухаммедкалый Абылгазиев сказал 13 февраля 2020 года в ходе заседания Совета по развитию бизнеса и инвестициям.
В своем выступлении глава Правительства, отметил следующие итоги решений и предложений Инвестсовета:
Так, только в 2019 году нам удалось воплотить в жизнь ряд ключевых инициатив поднимаемых бизнесом:
• введен мораторий на проведение проверок субъектов предпринимательства на 2019 - 2020 годы, (в 2019 году проверки сократилось в 8 раз);
• принята новая редакция Закона «О государственно-частном партнерстве» (создан Центр ГЧП, и сформирован портфель из 29 проектов на 300 млн. долл. США);
• образован Институт Бизнес-омбудсмена;
• администрирование социальных взносов передано в Налоговую службу (только за январь 2020 г. темп роста сборов увеличился на 43%)
• предоставлена пятая степень свободы воздуха (открытое небо);
• утверждена Концепция развития ювелирной отрасли на 2019-2022 годы»;
• принят План по улучшению индикаторов страны в рейтинге «Ведение бизнеса» на 2019-2020 годы;
Результаты проведенной работы были признаны и на международном уровне. Так Кыргызская Республика по итогам 2019 года вошла в ТОП-20 стран-реформаторов рейтинга «Ведение бизнеса 2020».
Далее он проинформировал участников заседания о достижениях Кыргызской Республики в прошлом году.
«В прошлом году нам удалось опередить темпы прогнозных показателей роста валового внутреннего продукта страны на 0,5%. Объем ВВП достиг 590 млрд сомов. Создано 6,5 тысяч новых рабочих мест. Есть результаты по импортозамещению, по привлечению инвестиций, из республиканского бюджета выделено 2,0 млрд сомов на реализацию бизнес-проектов в регионах. Профинансирован уже 51 проект. Предоставлены льготы по налогу на добавленную стоимость для перерабатывающих предприятий в размере 80%, внедрен механизм освобождения от 4 видов налогов на 5 лет для вновь открываемых предприятий в регионах, внесены изменения в законодательство о государственных закупках, что позволило в 2019 году увеличить долю отечественных компаний при осуществлении государственных закупок до 49%», - сказал Мухаммедкалый Абылгазиев.
Вместе с тем, Глава Правительства считает, что необходимо поставить точку в вопросе доверия предпринимателей и инвесторов при ведении бизнеса.

«Результаты за прошлый год создают лишь фундамент будущих экономических преобразований в стране. Далее нам необходимо принять специальные меры, гарантирующие неприкосновенность частной собственности и вложенных средств. Мы должны исключить любые бюрократические проволочки при открытии и ведении бизнеса. Речь идет и о трансформации некоторых земель для реализации инвестиционных проектов и проектов в рамках государственно-частного партнерства. Немаловажный вопрос - увеличение источников финансирования бизнеса в регионах, в том числе за счет использования средств фондов развития регионов. Предприниматели должны увидеть, что работать легально не только безопасно, но и выгодно», - подчеркнул Глава Правительства.
Мухаммедкалый Абылгазиев акцентировал внимание на то, что система фискализации станет важным этапом реализации Концепции цифровой трансформации страны.
«Главной целью всех предлагаемых нами в 2020 году инициатив является привлечение инвестиций и создание новых постоянных рабочих мест. Я буду лично сопровождать и контролировать работу по запуску крупных промышленных предприятий, а также начало реализации крупных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Это лишь первоначальный этап работы системы, и бизнес должен знать, что он будет достаточно болезненный. Совместно мы должны пройти все преграды и гарантом успеха служит политическая воля Президента Кыргызской Республики, который заявил о твердой решимости поставить заслон коррупционерам. Правительство ждет от бизнес-сообщества ответной реакции, выраженной в том числе, в инициативах по развитию отечественной экономики», - сказал Премьер-министр.
По завершению мероприятия, в соответствии с решением Совета по присуждению премий Кыргызской Республики по качеству, за достижение значительных результатов в области качества, обеспечение безопасности и внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества, а также за активное участие в конкурсе и достижение значительных результатов в области качества продукции Глава Правительства наградил ряд предпринимателей, работающих в разных отраслях экономики.

 
Прочитано 152 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Азамат Акенеев о правильных посылах президента и почему бизнес нельзя кошмарить

Азамат Акенеев о правильных посылах президента и почему бизнес нельзя кошмарить

Экономический эксперт Азамат Акенеев прокомментировал прошедшее сегодня заседание комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию с участием президента Сооронбая Жээнбекова.Много всего было сказано. Но был один конкретный посыл, который я услышал: не надо пытаться регулировать бизнес карательными мерами. Эксперт согласен, что бизнес в Кыргызстане не всегда работает добросовестно.

«Предприниматели в силу разных причин, и в первую очередь в связи с недоверием государству, не горят желанием работать полностью по-белому, платить в бюджет все положенные отчисления, соблюдать все требования и нормы. Ведь бизнесмена, какой бы он ни был патриот, всегда интересует прибыль. У нас очень большой теневой сектор, и государство должно с этим бороться. Но, как сказал кто-то, лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного. Это в большей степени относится к бизнесу. Здесь правоохранительные органы должны быть очень сильно ограничены», — считает он.

По мнению Азамата Акенеева, в республике чрезмерно увлеклись карательными методами. «Есть же налоговая, пусть она разбирается, доначисляет, если надо», — добавил он. Если предприниматель не хочет платить, пусть налоговая судится, арестовывает счета, но хватать и бросать в тюрьму — крайняя мера.

Собеседник считает, что споры должны перейти в плоскость хозяйственных, без уголовного преследования. Главное, как можно меньше привлекать в таких спорах милицию и ГКНБ.

«Бизнес надо выводить из тени, обеспечив равные условия для всех. Есть же разные механизмы. На мой взгляд, это все сегодня прозвучало, глава государства сказал самое главное: регулировать споры с предпринимателями надо экономическими методами. Потому что бизнесмены — не преступники, они, возможно, не соблюдают какие-то требования или могут ошибаться и неправильно рассчитать налоги. Однако предприниматели не представляют угрозы непосредственно для граждан. Они не воры, не грабители, не насильники. Пусть государство использует экономические рычаги», — резюмировал Азамат Акенеев.

Теперь, как отметил эксперт, многое зависит от аппарата президента, насколько чиновники смогут посыл главы государства донести и мониторить.

«Поручения даны, но у нас их много дается. Всегда говорятся очень правильные слова, а потом, впоследствии, все спускается на тормозах. Вопрос в том, сможет ли аппарат президента обеспечить контроль за исполнением решений комитета. Если контроля не будет, то и положительных изменений ждать не стоит», — подчеркнул он.

Прочитано 159 раз
Оцените материал
(0 голосов)
О стратегии развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.

О стратегии развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.

О стратегии развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.

 

На заседаниях Совета по развитию бизнеса неоднократно поднимались вопросы по разработке Стратегии развития строительной отрасли в Кыргызской Республики. В результате принято постановление Правительства КР от 17 января 2020г. №14, которым утверждена Стратегия развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.

Данная Стратегия определяет государственную политику и вопросы государственного регулирования градостроительного развития, обустройства и благоустройства территории Кыргызской Республики и является программным документом для определения перспектив развития строительной отрасли. Основной задачей Стратегии является определение наиболее проблемных направлений по формированию и обустройству среды обитания и жизнедеятельности населения – граждан Кыргызской Республики.

Реализация настоящей Стратегии предусматривает развитие производственного потенциала в строительстве и производство строительных материалов, рациональное и сбалансированное природопользование, обеспечение населения жильем, объектами образования, здравоохранения, культуры и спорта, обеспечение культурного и национального своеобразия в архитектуре и строительстве.

В стратегии описаны анализ текущей ситуации, основные цели приоритеты, задачи и меры Стратегии, а также мероприятия и направления по совершенствованию системы госрегулирования в области градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, совершенствованию системы нормативного правового регулирования, развитию цифровой информационно-коммуникационной технологии/ информационной технологии инфраструктуры, цифровой трансформации строительства, научно-технической политике, кадровому потенциалу в строительной отрасли, развитию градостроительной деятельности, строительству жилых, общественных и промышленных объектов и их эксплуатации, энергоэффективности зданий и сооружений, энерго- и ресурсосберегающие технологий, производству строительных материалов, изделий и конструкций, экологической безопасности и защите окружающей среды, ожидаемым результатам и индикаторам реализации Стратегии, возможным рискам и угрозам.

Прочитано 220 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Евразийский конкурс &quot;Интеграция&quot;

Евразийский конкурс "Интеграция"

Уважаемые представители бизнес-ассоциаций,
В целях развития международного сотрудничества и экономических отношений в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Организационный комитет конкурса «Регионы – устойчивое развитие» (ПАО «Сбербанк», АО «Россельхозбанк») совместно с Евразийским банком развития (ЕАБР) и при поддержке Евразийской экономической комиссии запускает с 2020 года международный отбор бизнес-инициатив «Евразийский конкурс «Интеграция» (далее – Евразийский конкурс), направленный на финансовую и нефинансовую поддержку инвестиционных проектов с интеграционным эффектом, реализуемых на территории государств-членов ЕАЭС.
Инвестиционные проекты будут отбираться в период с 01 марта по 30 мая и с 01 сентября по 30 октября (ежегодно) и рассматриваться в рамках развития следующих программ Евразийского конкурса:
1. «Промышленность (добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства)»;
2. «Агропромышленный комплекс»;
3. «Жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение и водоотведение, производство и передача теплоэнергии»;
4. «Экология и переработка твердых бытовых отходов и промышленных отходов»;
5. «Оптовая и розничная торговля»;
6. «Транспорт и логистика»;
7. «Гостиничный бизнес, туризм, культура, спорт»;
8. «Здравоохранение»;
9. «Фармацевтика и медицинские изделия»;
10. «Информационно-коммуникационные технологии, связь, цифровизация»;
11. «Инновационный бизнес, высокие технологии».
Базовые критерии, предъявляемые к инициируемым проектам:
− реализация инвестиционного проекта на территории государства-члена ЕАЭС с привлечением, как минимум одного технологического, финансового партнера из другого государства-члена ЕАЭС;
− финансирование направляется на создание нового объекта строительства, модернизацию существующих производств, запуск производства новой продукции (услуг), цифровизацию промышленных, инфраструктурных, индустриальных и иных объектов;
− сумма финансирования – от 100 млн рублей.
− размер собственного участия инициатора проекта в проекте от 20%.
− срок кредитования – до 15 лет.
Постоянно действующим рабочим органом Евразийского конкурса выступает Организационный комитет Конкурса, состоящий из представителей Евразийского банка развития (ЕАБР) и ПАО «Сбербанк».
Коллегиальным органом Евразийского конкурса является Наблюдательный совет, состоящий из представителей делового сообщества и органов власти государств-членов ЕАЭС.
Более подробная информация о Евразийском конкурсе – www.infra-konkurs.ru/integration.

 
 
Прочитано 259 раз
Оцените материал
(0 голосов)
К бизнесу применяют жесткие условия, а валютный перекос делает компании неконкурентоспособными, - экономист о проблемах бизнеса КР в ЕАЭС

К бизнесу применяют жесткие условия, а валютный перекос делает компании неконкурентоспособными, - экономист о проблемах бизнеса КР в ЕАЭС

Tazabek - «Мы сегодня работаем по единому тарифу ЕАЭС и это меняет условия для бизнеса Кыргызстана. Пример – ввоз автомобилей», сказал сегодня, 27 января, в ходе круглого стола «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности кыргызстанской экономики в ЕАЭС на 2020 год» экономист Азамат Акенеев.

«Если мы посмотрим на цифры, то увидим, что за 5 лет идут колебания по увеличению товарооборота и экспорта в ЕАЭС. Серьезного перелома не произошло. Мы примерно тот же объем продукции продолжаем экспортировать. Встает вопрос – имело ли смысл связываться с ЕАЭС, если у нас по-прежнему производство и экспорт остались на прежнем уровне», - сказал он.

Экономист задался вопросом «Что нужно сделать?». По его мнению, самая бросающаяся в глаза проблема – устранение барьеров для торговли и экспорта товаров.

«Это создание инфраструктуры качества, логистических центров, ведение переговоров с РК, потому что там часто создаются проблемы. К нам обращаются предприниматели, говоря, что требования с бизнесу КР на рынках Казахстана и России жестче, чем наши госорганы применяют к членам ЕАЭС. Часто службы стран ЕАЭС могут применить требования, которые похожи на барьеры. В этом направлении мы должны вести работу», - сказал он.

По его словам, каждая страна имеет голос и решение принимается всеми странами, но учитывая размер экономики и населения КР, предложения нашей страны не проходят.

«В кулуарах нам открыто говорят это… Наши производители воды говорят, что не могут уместить на этикетке все по требованиям. В ЕАЭС отвечают, что не будут менять правила игры ради нескольких производителей. Нам нужно что-то делать не только на внешней арене, но и во внутренней политике», - сказал А.Акенеев.

По мнению экономиста, нужно задуматься о денежно-кредитной политике, которая тесно связана с курсом валют.

«Когда страны ЕАЭС «уронили» свою валюту, у нас сом девальвировал минимально, получился перекос, который сохранился и на сегодняшний день. Это позволяет решить часть соцпроблем, но для производителей это подрыв конкурентоспособности. Иногда считанные проценты играют роль. Компаниям сложно преодолеть этот перекос. Перед НБКР нужно ставить цель – отвечать за экономический рост», - высказался он.
Подробнее: www.tazabek.kg/news:1592762?f=cp

Прочитано 248 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Инвестиционный климат: в КР подписано первое соглашение о режиме стабилизации

Инвестиционный климат: в КР подписано первое соглашение о режиме стабилизации

Первое в истории Кыргызской Республики стабилизационное соглашение подписано между правительством КР и компаниями Chaarat Gold Holdings Lmtd. и ЗАО «Чаарат Заав». Церемония подписания и обмена рукопожатиями состоялась 26 декабря в Министерстве экономики КР.

Стабилизационное соглашение обеспечивает инвестору право выбора наиболее благоприятных условий по уплате налогов. В случае изменения законодательства инвестор может определять, удобнее ли ему сохранять прежние условия или лучше платить согласно принятым поправкам.

«Для инвесторов очень важен вопрос стабильности законодательства, он иногда является одним из главных вопросов, которым задается компания при изучении рынка. Бизнесмены хотят быть уверенными в том, что их права защищены»,  подчеркнул Азамат Акенеев, эксперт Совета по развитию бизнеса и инвестиций. По его словам, для минимизации бизнес-рисков несколько лет назад с помощью Международного делового совета было инициировано внесение поправок в закон об инвестициях. Согласно изменениям, при соблюдении ряда условий  величины вклада в экономику, выбранной отрасли и некоторых других – инвестор получил право заключать соглашение о режиме стабилизации.

«В нашем случае ЗАО «Чаарат Заав» стало первой компанией, которая получила данное право. Отмечу, что режим стабилизации означает: инвестор имеет право пользоваться одним налоговым режимом в течение 10 лет. Если процентные ставки будут повышаться, то у компании будут фиксированные процентные ставки на момент заключения соглашения. В обратном случае – при понижении ставок – можно выбрать новый налоговый режим. Это делается для того, чтобы создать условия для улучшения инвестиционного климата»,  сообщил Ханчоро Мурзалиев, начальник управления инвестиционной политики Министерства экономики КР.

Ранее подобные соглашения в республике не заключались, несмотря на то, что прошло почти пять лет с момента принятия поправок в закон об инвестициях.

Мы надеемся, что «Чаарат Заав» станет первой из компаний, которая откроет для себя преимущества стабилизационных договоренностей и поможет продемонстрировать их другим инвесторам. 

Министр экономики КР Санжар Муканбетов

По словам заместителя директора Международного делового совета Данияра Медерова, республика обладает неплохим потенциалом, но для инвестора нужны условия – как для тех, кто только собирается прийти на рынок, так и для тех, кто уже давно работает.

«Наша организация говорит об этом давно. Мы на разных площадках подчеркиваем, что надо обеспечить последовательную фискальную политику, чтобы инвестор был спокоен за те деньги, которые он вкладывает. И мы ратовали за то, чтобы как можно быстрее появилось первое соглашение о стабилизации. Это случилось в рамках подающей большие надежды компании, в рамках договоренностей с «Чаарат Заав», и мы надеемся, этот факт будет не единичным, что другие последуют примеру этого инвестора».

Соглашение, разумеется, включает в себя обязательства и со стороны компании: в течение пяти лет ЗАО «Чаарат Заав» должно вложить в экономику не менее $20 миллионов – деньгами и/или имуществом. Также инвестор направит финансирование на продолжение деятельности, связанной с изучением, поиском, геологоразведкой, разработкой полезных ископаемых. 

По словам Ханчоро Мурзалиева, выиграет и население, и регион, где работает компания:

«Появятся новые рабочие места в этом районе, будут дополнительные налоговые поступления от доходов, от деятельности инвестора. Выиграет не только государство, но и местная экономика тоже».

Директор Агентства по продвижению и защите инвестиций Шумкарбек Адилбек уулу подчеркнул: страна старается создать для инвестирования максимально выгодные и комфортные условия, поэтому разрабатываются все новые возможности и новые механизмы защиты инвестиций: «С «Чаарат Заав» мы заключаем стабилизационное соглашение, согласно которому при изменении законодательства инвестор может сохранить прежние условия. Мы помогаем в создании и подписании инвестиционного соглашения, которое призвано содействовать стабильной работе в стране, и в дальнейшем оказываем административную и иную поддержку».

***

ЗАО «Чаарат Заав» разрабатывает крупное золоторудное месторождение Чаарат в Чаткальском районе Кыргызской Республики и является дочерней компанией «Чаарат Голд Холдингс Лимитед». В активах британского холдинга также находится действующий рудник в Армении, «Капанский ГОК». «Чаарат Голд Холдингс Лимитед» обладает четкой стратегией создания ведущей золотодобывающей компании на территории стран СНГ в соответствии с передовыми мировыми производственными, природоохранными и социальными стандартами.

Дополнительная информация доступна на www.chaarat.com.

 

Прочитано 234 раз
Оцените материал
(0 голосов)