Борьба с коронавирусом. Как не убить бизнес и экономику в Кыргызстане
- Четверг, 02 апреля 2020
12:17, 02 апреля 2020, Бишкек - 24.kg, Азамат АКЕНЕЕВ специально для ИА «24.kg»
На днях Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, представляя свой доклад, посвященный теме глобального реагирования на социально-экономические последствия пандемии COVID-19, сказал: это самый тяжелый кризис, с которым мир столкнулся после Второй мировой войны.
Кыргызстан не стал исключением. Для республики это станет самым серьезным кризисом в истории независимости, который по своим масштабам и последствиям потенциально может превзойти даже то, что страна пережила после развала СССР. Как минимум мы должны понять, что быстрого выхода из него не будет.
Развенчание мифа
Сейчас государства поражает не только сам вирус, но и экономическая рецессия. Причем прогнозы ухудшаются буквально с каждым днем. Если пару недель назад большинство экономистов и аналитиков финансовых институтов прогнозировали просто значительное замедление темпов роста мировой экономики в 2020 году, то сейчас речь уже идет об отрицательном росте и сокращении мирового богатства. Даже в случае маловероятного сценария победы над коронавирусом в ближайшие месяцы странам придется еще в течение значительного времени преодолевать последствия спада в экономике, безработицы и увеличивающейся бедности.
Что ждать Кыргызстану и какие меры могут быть приняты нашими властями?
Для начала хотелось бы сразу развеять популярный миф. Он распространен даже среди достаточно образованных и грамотных граждан. По их словам, мировой кризис нам не особо страшен, потому что мы бедная республика, не интегрированная в мировые финансовые рынки, и привыкли выживать без значительного притока инвестиций. Это мнение глубоко ошибочно. Все обстоит совершенно наоборот.
Именно по бедным странам и их населению мировые кризисы бьют сильнее, чем по более благополучным, которые имеют ресурсы и потенциал для принятия антикризисных мер.
В первую очередь необходимы щедрое фискальное стимулирование экономики со стороны государства и обеспечение минимальных социальных стандартов потерявшим работу и уязвимым слоям населения. Практически все развитые государства мира уже объявили о многомиллиардных или даже триллионных мерах поддержки своих экономик и граждан. Может ли это сделать Кыргызстан? Ответ очевиден.
Положение республики, помимо того, что мы бедная страна, без резервов у правительства и доступа на международные рынки капитала, усугубляется крайне непропорциональной структурой экономики. Это делает ее особо уязвимой к внешним шокам.
На протяжении многих лет Кыргызстан входит в число мировых лидеров по весьма сомнительному показателю отношения переводов трудовых мигрантов к ВВП. Эта цифра достигает колоссальных 35-40 процентов.
Таким образом, даже небольшое уменьшение доли этих поступлений приведет к значительному нарушению платежного баланса и девальвации национальной валюты.
Хуже 2010 года, но лучше 1994-го
Значительное число кыргызстанцев по-прежнему заняты в обслуживании реэкспортных потоков на рынки стран СНГ. Производственный сектор слаб, объемы импорта в несколько раз превышают размеры экспорта. Можно с уверенностью сказать, что в мире найдется мало государств, настолько зависимых от состояния мировой экономики. Кыргызстан особенно зависим от состояния экономики наших основных партнеров — России, Китая, Казахстана и других соседей.
Согласно последнему прогнозу Министерства экономики, спад ВВП в этом году в Кыргызстане прогнозируется на уровне 7 процентов. Это значительно превышает показатели 2010-го, когда в КР произошла так называемая Апрельская революция. Тогда падение ВВП составило 0,5 процента. До рекордного падения ВВП 1994 года в размере почти 20 процента еще далеко.
Но еще месяц назад в самом худшем сценарии ведомство даже не предполагало спада в экономике. Так что эти цифры могут быть далеко не окончательными.
Первые тревожные сигналы уже поступают. Национальная валюта за последние недели девальвировала к доллару примерно на 15 процентов. По сообщениям банков, на 70-80 процентов уменьшились объемы денежных переводов в страну. Введенные в связи с коронавирусом на территории республики режимы чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения парализовали деятельность большинства предпринимателей и компаний.
Предлагаемые правительством меры поддержки бизнесменов в основном направлены на отсрочку платежей и отчетности по налогам, кредитам и арендной плате, причем во многих случаях они носят рекомендательный характер.
Трудно ожидать другого в условиях критического падения доходов бюджета, необходимости выполнения государством минимальных социальных обязательств и увеличения финансирования сектора здравоохранения. Мы не можем позволить себе таких же действий по защите бизнеса, которые предпринимаются в других, более благополучных странах, включая наших партнеров по ЕАЭС.
Не копировать чужой опыт
В этих условиях единственным реалистичным способом не потерять полностью экономический потенциал республики в ближайшие месяцы является маневрирование в области применяемых карантинных мер. В настоящее время власти Кыргызстана практически полностью копируют тактику подавления инфекции, которая была применена КНР, а затем опробована в других государствах.
За редким исключением вводится запрет на осуществление большинства видов предпринимательской деятельности, ограничены транспортные перевозки и передвижения граждан.
Но сработать эти жесткие меры могут только в условиях, когда государство берет на себя полное обеспечение граждан, потерявших работу, и снимает с бизнеса обязательства по уплате каких-либо платежей на то время, пока ему запрещена деятельность.
Делается ли это в Кыргызстане? Вопрос опять же риторический.
Очевидно, что в течение ближайших недель начнется массовое нарушение карантина людьми, у которых закончатся продукты. Вместе с тем усилится социальная нестабильность, возможны беспорядки. Бизнес будет продолжать нести потери и разоряться.
В этих условиях необходимо не бездумно копировать чужой опыт, а разработать и внедрить тактику борьбы с инфекцией, которую страна реально может себе позволить с учетом наших условий.
В мире есть и примеры государств, которые не внедряют такие жесткие ограничения, полностью парализующие экономику. При этом они контролируют число заболевших на уровне, когда все нуждающиеся могут получить доступ к медицинской помощи. Многим категориям предпринимателей, чья деятельность не предполагает массового сбора граждан, можно разрешить продолжать работать, включая небольшие производства и сферу услуг. Частично возобновить и передвижение общественного транспорта, чтобы люди получили возможность добираться на работу.
Но важно вводить эти меры постепенно, тщательно отслеживая эпидемиологическую ситуацию и не допуская резкого роста заболевших.
Безработица и нищета или...?
Что не менее важно, уже в ближайшие месяцы должен быть разработан и принят пакет структурных реформ, кардинально улучшающих условия ведения предпринимательской деятельности после завершения карантина. Прежде всего речь идет о тотальном снижении административной нагрузки на бизнес, в первую очередь налоговом и таможенном, о сокращении количества налогов и ставок социальных отчислений, а также о переводе всех государственных услуг для предпринимателей в цифровой формат и исключении контактов с госорганами. Тотальное ограничение проверок предпринимателей и переход большей части бизнеса на принципы саморегулирования тоже немаловажны. Необходимо реформировать устаревшую систему трудового законодательства и полный уход государства от хозяйственной деятельности, создание условий для справедливой конкуренции.
Именно размеры катастрофы, особенно ее влияние на бюджет страны, с выпадением многих десятков миллиардов сомов дают уникальное окно возможностей для проведения этих давно наболевших изменений, невозможных в обычное время. Раз падение неизбежно, так давайте хотя бы страдать не напрасно.
Масштабы кризиса после пандемии коронавируса позволяют надеяться на то, что государства мира и международные институты примут беспрецедентные меры по его преодолению. Учитывая предыдущий опыт мировых рецессий, можно надеяться на то, что период глубокого спада составит не более нескольких месяцев.
Кыргызстану необходимо на этот срок не допустить критического падения экономики и разорения большей части предпринимателей республики, а также принять беспрецедентные меры по улучшению условий ведения бизнеса. Тогда при изменении внешней конъюнктуры и восстановлении спроса можно ожидать достаточно быстрого оживления экономической деятельности. В противном случае нам гарантированы долгие годы безработицы и нищеты.
Круглый стол с представителями бизнес сообщества и государственными органами по обсуждению мер, направленных на поддержку предпринимательской среды и уменьшения негативных экономическ
- Понедельник, 23 марта 2020
20 марта 2020 года в Большом зале Министерства экономики с участием министра Санжара Муканбетова совместно с Советом по развитию бизнеса и инвестиций при Правительстве КР во главе его руководителя Талайбека Койчуманова состоялся круглый стол (с трансляцией в он-лайн режиме на Facebook странице Минэкономики) с представителями бизнес сообщества и государственными органами по обсуждению мер, направленных на поддержку предпринимательской среды и уменьшения негативных экономических последствий распространения коронавируса.
В ходе встречи было озвучено, что на сегодняшний день Правительством страны приняты решения следующие:
- внесены изменения в проект «Финансирование сельского хозяйства – 8», где для льготного финансирования включены предприятия, занимающиеся переработкой зерна и продовольственной пшеницы и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.
- принято постановление ПКР «О введении временного государственного регулирования цен на отдельные виды социально-значимых товаров»;
- расширен перечень социально-значимых товаров, на которые может быть введено временное государственное регулирование цен на внутреннем рынке КР;
- утвержден Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, освобожденных от уплаты НДС при поставке и импорте на территорию республики. Согласно данному документу ряд медицинских средств, востребованных в борьбе с коронавирусом, освобождены от уплаты НДС.
Также было отмечено, что благодаря оперативности принятия решений, одно из крупнейших экпортоориентированных предприятий ОсОО Пейванд», находящееся в СЭЗ «Бишкек» приступило в производству медицинских масок.
На данный момент, Правительством страны прорабатывается проект первоочередных мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, где предусмотрены механизмы, предлагаемые бизнес-сообществом, такие как фискальные меры поддержки (налоговые послабления, перенос сроков сдачи отчетов, ЕНД, эл.счет фактурам, эл. товарно-транспортным накладным, ограничения на проверки, в т.ч. налоговые), сдерживание оттока капитала, гарантии инвесторам, стабильность рынка труда, возобновление товарооборота с КНР и странами ЕАЭС.
Кроме этого, постановлением НБКР от 18 марта 2020 года введено ограничение по начислению и взиманию комиссионных и иных платежей, связанных с пересмотром условий кредитных договоров. Нельзя налагать и взимать штрафные санкции, в том числе неустойку (штраф/пени) на заемщиков за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных кредитными договорами. Рекомендовано предоставить отсрочку по платежам выданных кредитов как минимум на три месяца.
В ходе вопросов и ответов отмечено, что данные шаги в полной мере отражают предложения бизнес-соообщества по смягчению и стабилизации ситуации в предпринимательской среде, от которой напрямую зависит экономическая и социальная стабильность в республике.
Также в Министерстве экономики КР создан оперативный call-центр «Горячая линия» по вопросам предпринимательской деятельности, где предприниматели могут обращаться по номеру 62-03-19, 0555774405 (W/a).
В Кыргызстане будут уничтожать некачественные и контрафактные продукты
- Вторник, 03 марта 2020
Для обеспечения безопасности граждан некачественную и контрафактную пищевую продукцию будут уничтожать. Об этом сообщили в Совете по развитию бизнеса и инвестициям.
18 февраля 2020 года принято постановление правительства № 93. В нем утверждены положения об изъятии и отзыве некачественной и небезопасной пищевой продукции и ее утилизации.
«Вопрос неоднократно поднимался в Совете по развитию бизнеса и инвестициям различными бизнес-ассоциациями. Предприниматели указывали, что в Кыргызстан из других стран зачастую поступает некачественная продукция без сертификации и с просроченными сроками годности по низким ценам. Это создает угрозу здоровью и безопасности граждан и несправедливые условия конкуренции для добросовестных поставщиков и отечественных производителей», — подчеркнули в Инвестсовете.
Ранее не были четко определены механизмы и методы изъятия и уничтожения такой продукции. Товар продолжал храниться на складах у самих недобросовестных поставщиков и возвращался им же для утилизации.
Из-за отсутствия должного контроля продукция, имеющая угрозу для жизни и здоровья граждан, продолжала поступать в продажу.
«Принятое постановление создало правовую основу для того, чтобы некачественный и просроченный товар мог по прозрачным и понятным процедурам изыматься и утилизироваться госорганами. Это улучшит безопасность покупателей и обеспечит защиту отечественных производителей от несправедливой конкуренции со стороны недобросовестных поставщиков и импортеров», — заключили в Совете по развитию бизнеса и инвестициям.
Государственно-частный диалог на основе бизнес-экосистем
- Среда, 26 февраля 2020
УДК 332.1
334.025
Койчуманов Талайбек Джумашевич, доктор экономических наук, профессор,
Секретариат Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики, руководитель Секретариата <Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.>
Асанов Бакытбек Даирович, Секретариат Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики, координатор по взаимодействию с региональными инвестсоветами, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
В данной статье авторами рассматриваются теоретические и практические вопросы усиления государственно-частного диалога в регионах Кыргызской Республики. Конечной целью предлагаемых преобразований является улучшение бизнес-среды в регионах на основе отбора бизнес-экосистем и проведения на их основе диалога между бизнес-сообществом и органами государственного управления. В статье отмечаются слабые стороны традиционного диалога и предлагается новая концепция построения диалога на основе отбора бизнес-экосистем. Авторы дают обоснование необходимости отбора бизнес-экосистем, предлагают методологию отбора бизнес-экосистем на основе балльных критериев экономической эффективности проектов, приводят примеры отбора бизнес-экосистем на практике отдельных районов Кыргызской Республики.
Ключевые слова: государственно-частный диалог, региональные инвестиционные советы, улучшение бизнес-среды, бизнес-экосистема, экономическая эффективность, конкурентные преимущества, методология отбора бизнес-экосистем.
Название статьи, ФИО и должность авторов, аннотация и ключевые слова на английском и кыргызском языках
Koichumanov Talaibek Djumashevich, Doctor of Economics, Professor, Secretariat of the Business Development and Investments Council under the Government of the Kyrgyz Republic, Head of the Secretariat <Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.>
Койчуманов Талайбек Джумашевич, экономика илимдеринин доктору, профессор, Кыргыз Республикасынын Өкмөтүнө караштуу Бизнести өнүктүрүү жана инвестиция боюнча кеӊешинин катчылыгы, катчылыгынын башчысы<Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.>
Основная задача государственно-частного диалога (в дальнейшем ГЧД) заключается в том, чтобы довести голос бизнеса, а именно препятствия, которые мешают развиваться бизнесу, меры по улучшению бизнес-среды до государственных органов и совместно внедрить решения организационного или правового характера по улучшению бизнес-среды и инвестиционного климата. Другими словами, задачей ГЧД является установление обратной связи между правительством и бизнес-сообществом по вопросам улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата в стране
Отличие ГЧД на центральном и региональном уровнях
В отличие от площадки государственно-частного диалога на центральном уровне - Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР (в дальнейшем Инвестсовет), где рассматриваются общеэкономические, секторальные проблемы, для решения которых требуется изменить законодательство, задачи региональных инвестсоветов (в дальнейшем РИС) могут отличаться масштабностью, носить региональный характер. Решения РИС могут приниматься на местном уровне айылными кенешами, айыл-окмоту, региональными структурами министерств, ведомств, Полномочными представителями Правительства Кыргызской Республики. Если рекомендации, принятые на площадках РИС требуют изменения нормативных правовых актов, то они направляются в соответствующие министерства ведомства для рассмотрения или делегируются для рассмотрения на Инвестсовете. Кроме того, в отличие от центрального общереспубликанского уровня на региональном уровне ощущается ограниченность организационного и аналитического потенциала бизнес-ассоциаций, которые могут профессионально поднимать вопросы и готовить проекты решений [1].
Целью разработки нового формата работы РИС является усиление государственно-частного диалога на региональном уровне за счет отбора бизнес-экосистем в областях и районах. Такой отбор позволит определить приоритетные проекты в регионах и строить ГЧД на идентификации проблем конкретных бизнес-проектов, выявлять проблемы и искать пути решения на всем процессе работы таких проектов - от создания, то реализации конечной продукции.
Почему бизнес-экосистемы?
Бизнес-экосистема - это ряд ведущих проектов бизнеса, которые осуществляются на территории региона и вносят значительный вклад в развитие социально-экономической жизни территории.
Бизнес-экосистема региона – это особые дружественные и взаимовыгодные отношения бизнес-сообщества региона. Такая система образуется на базе ведущих компаний - лидеров, обладающих конкурентными преимуществами, приверженными к инновациям, имеющими общее видение развития региона. Система предполагает наличие сети предприятий, включая поставщиков, дистрибьюторов, клиентов, правительственных учреждений, общественных организаций, которые участвуют в производстве и поставке конкретных товаров и услуг компаний бизнес-экосистемы.
Социальная инфраструктура также является частью бизнес-экосистемы, обеспечивая устойчивость ее существования. Этим элементом, бизнес-экосистема отличается от кластера, которая включает в себя только производственную инфраструктуру. Кластер, может быть элементом бизнес-экосистемы, ее составной частью [2]. Здесь важным отличительным элементом образования является наличие в нем характеристик экосистемы [3].
Характерной чертой бизнес-экосистемы является его лидирующая роль в знании современных тенденций развития экономики, способности применять инновационные методы хозяйствования, использовании конкурентных преимуществ и создании, в конечном счете, дружественной среды для всех партнеров, осуществляющих бизнес в регионе.
Предприятия бизнес-экосистемы определяют возможности и роли и стремятся соответствовать направлениям, установленным одной или несколькими компаниями-лидерами.
Те компании, которые занимают руководящие роли, могут меняться с течением времени, но функция лидера экосистемы ценится сообществом, потому что она позволяет членам двигаться к общим видениям, чтобы выровнять свои инвестиции и найти взаимоподдерживающие роли
Предыдущий опыт построения ГЧД в регионах с момента создания РИС решением Инвестсовета в 2016 году показал, что на заседания РИС зачастую выносились не качественно подготовленные, зачастую повторяющиеся вопросы, без детального анализа и конкретных путей решения. Такие заседания РИС носили характер одноразовых круглых столов и решения, принятые на них плохо поддавались мониторингу исполнения, что значительно снижало интерес бизнес-сообщества к участию на таких заседаниях. Важной чертой эффективности площадок ГЧД является возможность доведения решений до конечного результата, чтобы участники обсуждений могли видеть реальный вклад от таких диалогов в вопросах улучшения бизнес-климата в регионах.
Основными причинами недостаточной эффективности работы РИС в организации государственно-частного диалога в регионах являются организационные издержки, связанные с отсутствием мотиваций представителей власти в проведении такого диалога с бизнес-сообществом, отсутствие финансирования рабочих органов РИС, низкий профессиональный уровень и потенциал бизнес-сообщества в регионах и другие.
Выбор бизнес-экосистем для ГЧД на площадках РИС, на наш взгляд, позволит максимизировать интерес к проблемам конкретных проектов. Бизнес-экосистемы объединяют вокруг себя бизнес-сообщество в регионах, так как проблемы бизнес-экосистем являются общими для многих предпринимателей региона. Учитывая, что лидирующие компании, на базе которых создаются бизнес-экосистемы, обладают значительным потенциалом для развития и деятельность которых непосредственно связана с общими экономическими и социальными проблемами региона, продвижение проектов лидирующих компаний бизнес-экосистемы будет сказываться на развитии всего региона. В этом и характерная отличительная черта бизнес-экосистем - их дружественность по отношению ко всем партнерам в регионе. Такой подход, на наш взгляд, существенно повышает устойчивость развития региона.
По оценке экспертов, преимуществом бизнес экосистем является то, что организации экосистемы фокусируются на ключевых компетенциях и должны сотрудничать для развития инноваций. Решение сложных задач стимулируют сотрудничество предприятий экосистемы в поиске технологий, новых продуктов, услуг, сокращения вывода их на рынок. Цель бизнес экосистемы - "оркестровка - координация участников для достижения индивидуальной или коллективной эффективности" [4]
Для объективности отбора лидирующих компаний, на базе которых создаются бизнес-экосистемы - этих локомотивов бизнеса на местах, авторами предлагается методология определения приоритетных региональных проектов по объективным экономическим критериям, таким как наличие ресурсов, конкурентных преимуществ, подготовленность работников, наличие потенциала для экспорта и др.[5]. Отбор проектов бизнес-экосистем будет осуществляться на основе оценки по балльной системе, которую будут проводить независимые эксперты.
Фокус на бизнес-экосистемы в развитии ГЧД в регионах делается для усиления взаимодействия всех партнеров и налаживании дружелюбной атмосферы ведения бизнеса в регионе. В тоже время выбор лидирующих проектов и компаний на базе которых создаются бизнес-экосистемы не исключает конкуренцию за лидерство в бизнес-экосистеме, важно только, чтобы такая конкуренция сохраняла общее направление развития по улучшению инвестиционного климата в регионе.
После согласованного с местными властями отбора бизнес-экосистем в регионах, будут проведены тренинги по ГЧД для бизнес-экосистем, на которых будут объяснены цели и задачи ГЧД. Все заседания РИС будут строиться исходя из потребности лидирующих компаний бизнес-экосистем по мере возникновения у них проблем и нерешенных вопросов. На каждом заседании РИС будут рассматриваться вопросы бизнес-экосистем в первоочередном порядке. Могут также вноситься в повестку заседания и другие вопросы. Должен проводиться мониторинг исполнения решений заседаний РИС на всех этапах реализации проектов бизнес-экосистем. Тем самым будут выявляться проблемы не только специфические для бизнес-экосистемы, но и общие для всех предпринимателей региона проблемы, начиная от земельных и финансовых вопросов при создании проектов (вопросы, выделения, получения разрешений, лицензий), заканчивая вопросами налогового и таможенного администрирования, технического регулирования, хранения, транспортировки и т.д.
Прежде чем перейти к технологии отбора бизнес-экосистем, подытожим основные преимущества бизнес-экосистем.
Итак, что дает внедрение бизнес-экосистем?
- обеспечение эффективного использования конкурентных преимуществ региона (опыт, квалификация населения, спрос на производимую продукцию и т.д.);
- эффективное использование местных условий и ресурсов региона;
- взаимную поддержку участников бизне-экосистемы и эффективное распределение инвестиций;
- усиление взаимосвязи всех потенциальных участников ГЧД в регионах для рассмотрения и решения проблем бизнес-экосистемы;
- достижение устойчивого развития с учетом социальных ценностей населения региона.
Для формирования бизнес-экосистемы необходимо сделать следующие шаги:
шаг 1. Определить специализацию бизнес-экосистемы. На этом шаге определяются обоснованность отраслевой направленности лидирующих компаний исходя из географического разделения труда и опыта работников компаний, наличия у них необходимой квалификации для производства товаров и услуг.
шаг 2. Кооперация. На этом шаге необходимо скооперировать все предприятия, специализирующие на производстве определенного отраслевого продукта. Это во многом решает такие проблемы как мелкотоварность продукции и низкая цепочка добавленной стоимости.
3 шаг. Собственнно формирование бизнес-экосистемы. На этом шаге определяются все экономические связи и ресурсы внутри региона, задаются общие рамки взаимодействия.
Технология формирования бизнес-экосистемы состоит из нескольких стадий.
Здесь важно отметить, что компании-лидеры могут специализироваться по выпуску продукции в какой-то отрасли и поэтому важно, чтобы эта отрасль или продукт имели конкурентные преимущества.
Стадия 1. Оценка соответствия отраслевой специализации компаний трем критериям, по которым можно судить о наличии конкурентных преимуществ [6]:
- наличие ресурсной базы необходимой для производства и экспорта продукции;
- стоимость производства продукции;
- опыт навыки и квалификация населения.
Стадия 2. Оценка значимости критериев отраслевой специализации компаний. На этой стадии, по каждому из вышеназванных критериев проводится балльная оценка. Баллы зависят от степени воздействия конкурентных преимуществ: минимальные баллы - когда воздействие ограничено регионом, максимальные баллы - в случае возможности поставлять товары и услуги на экспортом. При этом учитывается степень профессиональной подготовки населения по соответствующей отраслевой специализации компаний.
Ниже представлена таблица, в которой описаны значения баллов по трем критериям в зависимости от степени воздействия конкурентных преимуществ на производство продукции.
№ |
Критерии |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
1 |
Наличие ресурсной базы необходимой для производства и экспорта продукции |
наличие ресурсов для потребления внутри региона |
наличие ресурсов для потребления внутри страны |
наличие ресурсов сверх потребления в стране и возможность для экспорта |
2 |
Стоимость производства продукции |
стоимость производства ниже чем в других районах области |
стоимость производства ниже чем по стране |
стоимость производства ниже чем в странах для экспорта |
3 |
Опыт навыки и квалификация населения |
наличие исторических навыков |
пройдено дополнительное обучение, тренинги и тд. |
существует непрерывная система повышения квалификации |
*определяется экспертной группой по определению балльности критериев.
Оценка значимости определяется экспертами по каждому критерию отраслевой специализации. Ниже представлена информация какими экспертами должна проводиться оценка и какими документами должна подтверждаться экспертиза.
- По критерию №1
- Оценка производится экспертами (НИИ Минсельхоза, НИИ почвоведение и т.д.)
- Оценка подтверждается статистическими данными, экспертные заключениями и другими количественными и качественными характеристиками.
- По критерию №2
- Оценка производится независимыми экспертами в области сельского хозяйства и промышленности.
- Оценка подтверждается статистическими данными, экспертными заключениями и другими количественными и качественными характеристиками.
- По критерию №3
- Оценка производится экспертами МСУ, государственных и общественных организаций.
- Оценка подтверждается статистическими данными, экспертными заключениями и другими количественными и качественными характеристиками.
Ниже представлены примеры отбора отраслевой специализации для компаний бизнес-экосистем.
Пример 1. Ат-Башинский район, Нарынская область
Продукция |
1 критерий |
2 критерий |
3 критерий |
Итого баллов |
Картофель |
2 |
3 |
2 |
7 |
Животноводство |
3 |
2 |
2 |
7 |
Садоводство |
0 |
0 |
0 |
0 |
Пшеница |
1 |
0 |
0 |
1 |
Наибольшие баллы (наилучшие конкурентные преимущества) у производства картофеля и животноводства, что может быть рекомендовано лидирующим компаниям бизнес-экосистемы Ат-Башинского района Нарынской области.
Пример 2. Баткенский район, Баткенская область
Продукция |
1 критерий |
2 критерий |
3 критерий |
Итого баллов |
Картофель |
1 |
0 |
1 |
2 |
Мясо |
0 |
1 |
1 |
2 |
Урюк |
3 |
2 |
2 |
7 |
Пшеница |
0 |
0 |
0 |
0 |
Для лидирующих компаний бизнес-экосистемы Баткенского района Баткенской области может быть рекомендованы производство продукции из урюка, так как урюк имеет наилучшие конкурентные преимущества по сравнению с другими продуктами.
Пример 3. Жети-Огузский район, ИК область
Продукция |
1 критерий |
2 критерий |
3 критерий |
Итого баллов |
Картофель |
1 |
1 |
1 |
3 |
Мясо |
1 |
1 |
1 |
2 |
Урюк |
3 |
2 |
2 |
7 |
Пшеница |
1 |
0 |
0 |
1 |
Садоводство |
2 |
2 |
3 |
7 |
Для лидирующих компаний бизнес-экосистемы Жети-Огузского района Иссык-Кульской области могут быть рекомендованы занятие садоводством и производство продукции из урюка и других фруктов.
Пример 4. Сокулукский район, Чуйская область
Продукция |
1 критерий |
2 критерий |
3 критерий |
Итого баллов |
Картофель |
1 |
2 |
1 |
5 |
Мясо |
2 |
1 |
2 |
5 |
Урюк |
0 |
0 |
0 |
0 |
Пшеница |
1 |
1 |
1 |
3 |
Молоко |
2 |
2 |
3 |
7 |
Производства молока, мяса и картофеля имеет наилучшие конкурентные преимущества и их можно рекомендовать для лидирующих компаний бизнес-экосистемы Сокулукского района Чуйской области.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что бизнес-экосистемы могут создать устойчивую систему развития региона, сделав акцент на конкурентных преимуществах, будут способствовать повышению товарности сельскохозяйственной продукции, снизить издержки, что крайне важно для продвижения продукции на экспорт. Описанная в статье методология и технология отбора бизнес-экосистемы прежде всего направлена для внимания местных сообществ, чтобы они могли подойти профессионально к выбору приоритетов развития. Государственный частный диалог, построенный на основе рассмотрения проблем лидирующих компаний бизнес-экосистем существенно повысит эффективность таких площадок как региональные инвестиционные советы.
Использованные источники
- Асанов Б., Бримкулова К., Юлдашева М./под общей ред. проф. Койчуманов Т.Д. Руководство по государственно-частному диалогу для региональных инвестиционных советов. - Бишкек: Аль Салам, 2018. - 80 с.
- Price V. Cluster policy. – M.: Business, 1996. - P. 341
- Moore, James F. The Death of Competition: Leadership & Strategy in the Age of Business Ecosystems. — New York : Harper Business, 1996.
- Дэн Реймер. 5 стратегий построения бизнес экосистем. http://denreymer.com/business-ecosystem
- Портер М. Э. Международная конкуренция / М. Э. Портер; пер. с англ. под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
6. . Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М., СПб., К.: Вильямс, 2006. - С.602.
Т. Койчуманов, руководитель Секретариата Совета принял участие на первой встрече членов Координационного совета для развития кластеров в различных секторах экономики Кыргызской Республики с участием Премьер-министра КР.
- Среда, 26 февраля 2020
?В целях реализации курса, направленного Президентом КР С. Жээнбековым в 2020 году на развитие регионов, участниками Координационного совета стали Российско-Кыргызский Фонд развития, Министерство экономики Кыргызской Республики, Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики, ОАО «Гарантийный Фонд», ФФ «БТ Инновэйшнс», ОАО «РСК Банк» и ОАО «Айыл Банк».
Секретариат Совета стремится достигать повышения эффективности регионального ГЧД за счет обсуждения актуальных тем. В настоящее время переход на поддержку создания кластеров, внедрение кластерных подходов в регионах является важным компонентом развития регионов. Готовится закон о кластерах, создается Координационный совет с участием финансовых институтов по поддержке кластеров.
Секретариат Совета разработал методологическую основу для отбора бизнес-экосистем (БЭС) в регионах, в основе которых заложен кластерный подход.
БЭС включают в себя не только кластерный подход в создании производственной инфраструктуры, но и охватывают более широкие аспекты развития региона, а именно создание сопутствующей социальной инфраструктуры, включая участие образовательных учреждений по подготовке кадров, элементы социальной ответственности предпринимателей для развития региона с целью мобилизации местного сообщества и координации усилий партнеров по развитию региона.
На площадках РИС будет делаться акцент на обсуждении вопросов предприятий - лидеров кластеров, проблем с которыми сталкиваются предприятия и поиска путей из разрешения. РИС будут обеспечивать постоянный мониторинг принятых на площадках РИС решений, что создаст устойчивость координации работ по развитию кластеров.
Открытый и честный диалог между бизнесом и властью – залог экономического успеха.
- Среда, 26 февраля 2020
Об этом Премьер-министр Кыргызской Республики Мухаммедкалый Абылгазиев сказал 13 февраля 2020 года в ходе заседания Совета по развитию бизнеса и инвестициям.
В своем выступлении глава Правительства, отметил следующие итоги решений и предложений Инвестсовета:
Так, только в 2019 году нам удалось воплотить в жизнь ряд ключевых инициатив поднимаемых бизнесом:
• введен мораторий на проведение проверок субъектов предпринимательства на 2019 - 2020 годы, (в 2019 году проверки сократилось в 8 раз);
• принята новая редакция Закона «О государственно-частном партнерстве» (создан Центр ГЧП, и сформирован портфель из 29 проектов на 300 млн. долл. США);
• образован Институт Бизнес-омбудсмена;
• администрирование социальных взносов передано в Налоговую службу (только за январь 2020 г. темп роста сборов увеличился на 43%)
• предоставлена пятая степень свободы воздуха (открытое небо);
• утверждена Концепция развития ювелирной отрасли на 2019-2022 годы»;
• принят План по улучшению индикаторов страны в рейтинге «Ведение бизнеса» на 2019-2020 годы;
Результаты проведенной работы были признаны и на международном уровне. Так Кыргызская Республика по итогам 2019 года вошла в ТОП-20 стран-реформаторов рейтинга «Ведение бизнеса 2020».
Далее он проинформировал участников заседания о достижениях Кыргызской Республики в прошлом году.
«В прошлом году нам удалось опередить темпы прогнозных показателей роста валового внутреннего продукта страны на 0,5%. Объем ВВП достиг 590 млрд сомов. Создано 6,5 тысяч новых рабочих мест. Есть результаты по импортозамещению, по привлечению инвестиций, из республиканского бюджета выделено 2,0 млрд сомов на реализацию бизнес-проектов в регионах. Профинансирован уже 51 проект. Предоставлены льготы по налогу на добавленную стоимость для перерабатывающих предприятий в размере 80%, внедрен механизм освобождения от 4 видов налогов на 5 лет для вновь открываемых предприятий в регионах, внесены изменения в законодательство о государственных закупках, что позволило в 2019 году увеличить долю отечественных компаний при осуществлении государственных закупок до 49%», - сказал Мухаммедкалый Абылгазиев.
Вместе с тем, Глава Правительства считает, что необходимо поставить точку в вопросе доверия предпринимателей и инвесторов при ведении бизнеса.
«Результаты за прошлый год создают лишь фундамент будущих экономических преобразований в стране. Далее нам необходимо принять специальные меры, гарантирующие неприкосновенность частной собственности и вложенных средств. Мы должны исключить любые бюрократические проволочки при открытии и ведении бизнеса. Речь идет и о трансформации некоторых земель для реализации инвестиционных проектов и проектов в рамках государственно-частного партнерства. Немаловажный вопрос - увеличение источников финансирования бизнеса в регионах, в том числе за счет использования средств фондов развития регионов. Предприниматели должны увидеть, что работать легально не только безопасно, но и выгодно», - подчеркнул Глава Правительства.
Мухаммедкалый Абылгазиев акцентировал внимание на то, что система фискализации станет важным этапом реализации Концепции цифровой трансформации страны.
«Главной целью всех предлагаемых нами в 2020 году инициатив является привлечение инвестиций и создание новых постоянных рабочих мест. Я буду лично сопровождать и контролировать работу по запуску крупных промышленных предприятий, а также начало реализации крупных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Это лишь первоначальный этап работы системы, и бизнес должен знать, что он будет достаточно болезненный. Совместно мы должны пройти все преграды и гарантом успеха служит политическая воля Президента Кыргызской Республики, который заявил о твердой решимости поставить заслон коррупционерам. Правительство ждет от бизнес-сообщества ответной реакции, выраженной в том числе, в инициативах по развитию отечественной экономики», - сказал Премьер-министр.
По завершению мероприятия, в соответствии с решением Совета по присуждению премий Кыргызской Республики по качеству, за достижение значительных результатов в области качества, обеспечение безопасности и внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества, а также за активное участие в конкурсе и достижение значительных результатов в области качества продукции Глава Правительства наградил ряд предпринимателей, работающих в разных отраслях экономики.
Азамат Акенеев о правильных посылах президента и почему бизнес нельзя кошмарить
- Среда, 26 февраля 2020
Экономический эксперт Азамат Акенеев прокомментировал прошедшее сегодня заседание комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию с участием президента Сооронбая Жээнбекова.Много всего было сказано. Но был один конкретный посыл, который я услышал: не надо пытаться регулировать бизнес карательными мерами. Эксперт согласен, что бизнес в Кыргызстане не всегда работает добросовестно.
«Предприниматели в силу разных причин, и в первую очередь в связи с недоверием государству, не горят желанием работать полностью по-белому, платить в бюджет все положенные отчисления, соблюдать все требования и нормы. Ведь бизнесмена, какой бы он ни был патриот, всегда интересует прибыль. У нас очень большой теневой сектор, и государство должно с этим бороться. Но, как сказал кто-то, лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного. Это в большей степени относится к бизнесу. Здесь правоохранительные органы должны быть очень сильно ограничены», — считает он.
По мнению Азамата Акенеева, в республике чрезмерно увлеклись карательными методами. «Есть же налоговая, пусть она разбирается, доначисляет, если надо», — добавил он. Если предприниматель не хочет платить, пусть налоговая судится, арестовывает счета, но хватать и бросать в тюрьму — крайняя мера.
Собеседник считает, что споры должны перейти в плоскость хозяйственных, без уголовного преследования. Главное, как можно меньше привлекать в таких спорах милицию и ГКНБ.
«Бизнес надо выводить из тени, обеспечив равные условия для всех. Есть же разные механизмы. На мой взгляд, это все сегодня прозвучало, глава государства сказал самое главное: регулировать споры с предпринимателями надо экономическими методами. Потому что бизнесмены — не преступники, они, возможно, не соблюдают какие-то требования или могут ошибаться и неправильно рассчитать налоги. Однако предприниматели не представляют угрозы непосредственно для граждан. Они не воры, не грабители, не насильники. Пусть государство использует экономические рычаги», — резюмировал Азамат Акенеев.
Теперь, как отметил эксперт, многое зависит от аппарата президента, насколько чиновники смогут посыл главы государства донести и мониторить.
«Поручения даны, но у нас их много дается. Всегда говорятся очень правильные слова, а потом, впоследствии, все спускается на тормозах. Вопрос в том, сможет ли аппарат президента обеспечить контроль за исполнением решений комитета. Если контроля не будет, то и положительных изменений ждать не стоит», — подчеркнул он.
О стратегии развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.
- Пятница, 07 февраля 2020
О стратегии развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.
На заседаниях Совета по развитию бизнеса неоднократно поднимались вопросы по разработке Стратегии развития строительной отрасли в Кыргызской Республики. В результате принято постановление Правительства КР от 17 января 2020г. №14, которым утверждена Стратегия развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.
Данная Стратегия определяет государственную политику и вопросы государственного регулирования градостроительного развития, обустройства и благоустройства территории Кыргызской Республики и является программным документом для определения перспектив развития строительной отрасли. Основной задачей Стратегии является определение наиболее проблемных направлений по формированию и обустройству среды обитания и жизнедеятельности населения – граждан Кыргызской Республики.
Реализация настоящей Стратегии предусматривает развитие производственного потенциала в строительстве и производство строительных материалов, рациональное и сбалансированное природопользование, обеспечение населения жильем, объектами образования, здравоохранения, культуры и спорта, обеспечение культурного и национального своеобразия в архитектуре и строительстве.
В стратегии описаны анализ текущей ситуации, основные цели приоритеты, задачи и меры Стратегии, а также мероприятия и направления по совершенствованию системы госрегулирования в области градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, совершенствованию системы нормативного правового регулирования, развитию цифровой информационно-коммуникационной технологии/ информационной технологии инфраструктуры, цифровой трансформации строительства, научно-технической политике, кадровому потенциалу в строительной отрасли, развитию градостроительной деятельности, строительству жилых, общественных и промышленных объектов и их эксплуатации, энергоэффективности зданий и сооружений, энерго- и ресурсосберегающие технологий, производству строительных материалов, изделий и конструкций, экологической безопасности и защите окружающей среды, ожидаемым результатам и индикаторам реализации Стратегии, возможным рискам и угрозам.
Евразийский конкурс "Интеграция"
- Вторник, 28 января 2020
Уважаемые представители бизнес-ассоциаций,
В целях развития международного сотрудничества и экономических отношений в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Организационный комитет конкурса «Регионы – устойчивое развитие» (ПАО «Сбербанк», АО «Россельхозбанк») совместно с Евразийским банком развития (ЕАБР) и при поддержке Евразийской экономической комиссии запускает с 2020 года международный отбор бизнес-инициатив «Евразийский конкурс «Интеграция» (далее – Евразийский конкурс), направленный на финансовую и нефинансовую поддержку инвестиционных проектов с интеграционным эффектом, реализуемых на территории государств-членов ЕАЭС.
Инвестиционные проекты будут отбираться в период с 01 марта по 30 мая и с 01 сентября по 30 октября (ежегодно) и рассматриваться в рамках развития следующих программ Евразийского конкурса:
1. «Промышленность (добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства)»;
2. «Агропромышленный комплекс»;
3. «Жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение и водоотведение, производство и передача теплоэнергии»;
4. «Экология и переработка твердых бытовых отходов и промышленных отходов»;
5. «Оптовая и розничная торговля»;
6. «Транспорт и логистика»;
7. «Гостиничный бизнес, туризм, культура, спорт»;
8. «Здравоохранение»;
9. «Фармацевтика и медицинские изделия»;
10. «Информационно-коммуникационные технологии, связь, цифровизация»;
11. «Инновационный бизнес, высокие технологии».
Базовые критерии, предъявляемые к инициируемым проектам:
− реализация инвестиционного проекта на территории государства-члена ЕАЭС с привлечением, как минимум одного технологического, финансового партнера из другого государства-члена ЕАЭС;
− финансирование направляется на создание нового объекта строительства, модернизацию существующих производств, запуск производства новой продукции (услуг), цифровизацию промышленных, инфраструктурных, индустриальных и иных объектов;
− сумма финансирования – от 100 млн рублей.
− размер собственного участия инициатора проекта в проекте от 20%.
− срок кредитования – до 15 лет.
Постоянно действующим рабочим органом Евразийского конкурса выступает Организационный комитет Конкурса, состоящий из представителей Евразийского банка развития (ЕАБР) и ПАО «Сбербанк».
Коллегиальным органом Евразийского конкурса является Наблюдательный совет, состоящий из представителей делового сообщества и органов власти государств-членов ЕАЭС.
Более подробная информация о Евразийском конкурсе – www.infra-konkurs.ru/integration.
К бизнесу применяют жесткие условия, а валютный перекос делает компании неконкурентоспособными, - экономист о проблемах бизнеса КР в ЕАЭС
- Вторник, 28 января 2020
Tazabek - «Мы сегодня работаем по единому тарифу ЕАЭС и это меняет условия для бизнеса Кыргызстана. Пример – ввоз автомобилей», сказал сегодня, 27 января, в ходе круглого стола «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности кыргызстанской экономики в ЕАЭС на 2020 год» экономист Азамат Акенеев.
«Если мы посмотрим на цифры, то увидим, что за 5 лет идут колебания по увеличению товарооборота и экспорта в ЕАЭС. Серьезного перелома не произошло. Мы примерно тот же объем продукции продолжаем экспортировать. Встает вопрос – имело ли смысл связываться с ЕАЭС, если у нас по-прежнему производство и экспорт остались на прежнем уровне», - сказал он.
Экономист задался вопросом «Что нужно сделать?». По его мнению, самая бросающаяся в глаза проблема – устранение барьеров для торговли и экспорта товаров.
«Это создание инфраструктуры качества, логистических центров, ведение переговоров с РК, потому что там часто создаются проблемы. К нам обращаются предприниматели, говоря, что требования с бизнесу КР на рынках Казахстана и России жестче, чем наши госорганы применяют к членам ЕАЭС. Часто службы стран ЕАЭС могут применить требования, которые похожи на барьеры. В этом направлении мы должны вести работу», - сказал он.
По его словам, каждая страна имеет голос и решение принимается всеми странами, но учитывая размер экономики и населения КР, предложения нашей страны не проходят.
«В кулуарах нам открыто говорят это… Наши производители воды говорят, что не могут уместить на этикетке все по требованиям. В ЕАЭС отвечают, что не будут менять правила игры ради нескольких производителей. Нам нужно что-то делать не только на внешней арене, но и во внутренней политике», - сказал А.Акенеев.
По мнению экономиста, нужно задуматься о денежно-кредитной политике, которая тесно связана с курсом валют.
«Когда страны ЕАЭС «уронили» свою валюту, у нас сом девальвировал минимально, получился перекос, который сохранился и на сегодняшний день. Это позволяет решить часть соцпроблем, но для производителей это подрыв конкурентоспособности. Иногда считанные проценты играют роль. Компаниям сложно преодолеть этот перекос. Перед НБКР нужно ставить цель – отвечать за экономический рост», - высказался он.
Подробнее: www.tazabek.kg/news:1592762?f=cp