Новости
Встреча бизнес-сообщества с депутатом ЖК КР
- Четверг, 18 января 2018
18 января 2018 года в офисе Секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики состоялась встреча представителей бизнес-сообщества с депутатом Жогорку Кенеша КР Байпакбаевым Э.Ж. Встреча состоялась при поддержке и организации Совета по развитию бизнеса и инвестициям при ПКР.
Цель проведения встречи было представить и обсудить предложения по улучшению законодательства регулирующего инвестиционную среду в КР. Так представители бизнес-ассоциаций поделились проблемами отдельных отраслей от ювелирной до горнодобывающей. Встреча прошла в деловом формате, с возможностью задать вопросы и получить открытые ответы со стороны депутата ЖК КР. По результатам встречи была достигнута договоренность о создании рабочей группы для выработки предложений и формированию пакета законопроектов направленных на улучшение предпринимательской среды и инвестиционного климата.
Совет по развитию бизнеса и инвестициям при ПКР планирует продолжить организацию встреч с представителями законодательного органа, а также оказание поддержки в развитии эффективного взаимодействия между Жогорку Кенешем КР и бизнес сообществом на постоянной основе.
Подписание Меморандума о Взаимопонимании и Сотрудничестве с Советом по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага Жогорку Кенеша КР
- Четверг, 18 января 2018
18 января 2018 года между секретариатами Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики и Совета по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики был подписан Меморандум о Взаимопонимании и Сотрудничестве по повышению эффективности государственно-частного диалога между бизнес-сообществом и государственными органами власти.
Основная цель документа это улучшение взаимодействия между сторонами Меморандума по вопросам нормативно-правовых актов в сфере регулирования предпринимательской среды, а также повышение осведомленности заинтересованных сторон о важности процесса государственно-частного диалога в Кыргызской Республике.
Стороны договорились сотрудничать путем:
• Своевременного обмена информацией и опытом;
• Проведения совместных конференций, форумов, консультаций, семинаров, круглых столов и других мероприятий;
• Рассмотрение вопросов касающихся законодательства Кыргызской Республики на площадке Совета по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
• Рассмотрение вопросов касающихся нормативно-правовых актов Правительства Кыргызской Республики на площадке Совета по развитию бизнеса и инвестиций при Правительстве Кыргызской Республики;
• Проведения совместных исследований, разработок, подготовки аналитических обзоров
Состоялось очередное заседание Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР
- Пятница, 22 декабря 2017
Под председательством Премьер-министра Кыргызской Республики Сапара Исакова сегодня, 21 декабря, состоялось очередное заседание Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики.
В ходе заседания были обсуждены итоги исполнения решений предыдущего заседания Совета, реализации Плана Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта на 2014-2017 годы, а также вопросы оптимизации разрешительных процедур в сфере строительства.
Открывая заседание Совета, Сапар Исаков отметил проделанную работу Правительства по созданию благоприятных условий для бизнеса и привлечению инвестиций в рамках Плана мероприятий по реализации Программы «Жаны доорго – кырк кадам» на 100 дней.
Премьер-министр напомнил, что в целях повышения эффективности работы по привлечению инвестиций в различные отрасли экономики страны и защиты прав инвесторов был повышен статус Агентства по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики.
Кроме того, Премьер-министр отметил, что 29 сентября текущего года постановлением Правительства было утверждено Положение о порядке и условиях применения режима стабилизации.
«Данный механизм предоставляет право любому инвестору, вкладывающему не менее 3 миллионов долларов в течение трех лет в экономику страны воспользоваться режимом стабилизации, а именно в течение 10 лет пользоваться одним налоговым режимом в независимости от изменений в налоговом законодательстве», — подчеркнул Сапар Исаков.
Глава Правительства также отметил, что на данный момент ведется работа по совершенствованию законодательства в области инвестиций и государственно-частного партнерства и согласования данного вопроса с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Вместе с этим, по словам Сапара Исакова, ведется разработка проекта детального Плана мероприятий по реализации Программы Правительства «Жаны доорго – кырк кадам».
«По каждому «кадаму» создана рабочая группа из представителей заинтересованных госорганов и независимых экспертов. Правительством планируется по итогам их работы в ближайшее время утвердить данный План мероприятий», — подчеркнул Сапар Исаков и пригласил представителей бизнес-сообщества принять активное участие в данном процессе путем внесения конкретных предложений в Министерство экономики Кыргызской Республики.
Премьер-министр поручил соответствующим государственным органам страны взять на особый контроль реализацию всех решений Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики.
Кроме того, был утвержден план работы Совета на 2018 года, включающий реализацию основных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и созданию максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в стране.
Выступление Секретаря Совета Т. Койчуманова на V Международном форуме «Евразийская экономическая перспектива» в г. Санкт-Петербург
- Четверг, 14 декабря 2017
НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В ЕАЭС
Анализ текущей экономической ситуации в ЕАЭС
«Цель экономического развития Союза в рамках интеграционного сотрудничества до 2030 года была определена как достижение и поддержание качественного и устойчивого экономического роста».
Однако, как видно из Таблицы 1, поставленная цель находится под риском. Тенденция замедления экономического роста государств-членов относительно средних уровней, достигнутых в 2000-х гг., приобретает постоянный характер. Это связано как с циклическими факторами, так и структурными ограничениями внутри ЕАЭС: институциональными, финансовыми, инфраструктурными и другими.
Таблица 1
(Индексы физического объема ВВП стран ЕАЭС)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017(январь-июнь) |
ЕАЭС |
105.2 |
93.2 |
104.8 |
104.6 |
103.7 |
102.2 |
101.1 |
97.7 |
99.8 |
101.8 |
Армения |
106.9 |
85.9 |
102.2 |
104.7 |
107.2 |
103.3 |
103.6 |
103.2 |
100.2 |
105.9 |
Беларусь |
110.2 |
100.2 |
107.7 |
105.5 |
101.7 |
101.0 |
101.7 |
96.2 |
97.4 |
101.0 |
Казахстан |
103.3 |
101.2 |
107.3 |
107.4 |
104.8 |
106.0 |
104.2 |
101.2 |
101.1 |
104.2 |
Кыргызстан |
108.4 |
102.9 |
99.5 |
106.0 |
99.9 |
110.9 |
104.0 |
103.9 |
103.8 |
106.4 |
Россия |
105.2 |
92.2 |
104.5 |
104.3 |
103.7 |
101.8 |
100.7 |
97.2 |
99.8 |
101.5 |
Источник: Евразийская экономическая комиссия
В 2015 и 2016 годах в целом экономики стран ЕАЭС находились в рецессии. Показатели взаимной торговли упали на 30-40% (см. таблица 2). В 2017 году наметились первые признаки восстановления экономического роста. По итогам января-июня в России прирост ВВП составил-1,5 %, в Белоруссии - 1 %, в Казахстане – 4,2 %, в Армении – 5,9%. Экономика Кыргызстана в первой половине 2017 года продемонстрировала темпы роста в 6,4%.
Таблица 2
Объемы взаимной торговли товарами в ЕАЭС (в млн. долларах США)
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
ЕАЭС |
66568.5 |
72143.9 |
69249.2 |
63112.7 |
45379.8 |
42536.4 |
Источник: Евразийская экономическая комиссия
Экономическая рецессия в ряде стран ЕАЭС привела к снижению уровня жизни населения, создаются риски для дальнейшего роста уровня бедности. Несмотря на то, что социальные программы занятости обеспечивают низкий уровень безработицы, реальная заработная плата за последние три года значительно сократилась.
«В условиях неблагоприятных ожиданий и низкой уверенности экономических агентов сокращаются частные инвестиции в основной капитал. Поддержку инвестиционному спросу оказывают государственные инвестиции, которые будут уменьшаться в условиях проведения консолидации бюджетно-налоговой политики. В то же время экономики имеют слабые темпы восстановления, в том числе вследствие структурных ограничений, в этой связи сохраняются неблагоприятные ожидания, замедляющие процесс восстановления инвестиционного спроса».
Сейчас мы можем говорить о постепенном исчерпании первоначального эффекта интеграции связанного со снятием таможенного контроля и свободного перемещения товаров. Необходимо продолжать снятие нетарифных барьеров во взаимной торговле и поиск новых источников экономического роста.
С какими проблемами сталкивается Кыргызстан в ЕАЭС?
Хотя ЕАЭС создавался как экономический союз, на который не должны оказывать воздействие политические факторы в реальности за прошедшие годы отмечались неоднократные случаи ограничения свободного передвижения товаров. Одним из примеров могут служить санкции, введенные Российской Федерацией на ряд товаров из третьих стран. В результате кыргызстанские перевозчики столкнулись с необходимостью искать новые маршруты для поставок товаров из третьих стран, в частности из Турции и Украины. Закрытие пунктов перехода на границах России привело к тому, что автотранспортные средства, следующие из Турции, были вынуждены изменить свои маршруты. Автомашины направляются через Азербайджан, Туркменистан и Иран, что приводит к потере времени из-за длительного простоя на границе и значительному удорожанию логистических услуг от 30 до 100%. Сроки доставки груза до места назначения увеличились более чем на 25-30 суток.
Эти и другие вопросы, касающиеся ограничений свободного перемещения товаров неоднократно поднимались Правительством Кыргызской Республики на разных площадках ЕАЭС, но пока так и не нашли своего разрешения. Можно констатировать, что подлинно единый рынок в ЕАЭС так еще до конца и не создан. Свободное движение товаров ограничивается применением нетарифных барьеров. Последние проблемы на кыргызско-казахском участке государственной границы с фактическим восстановлением фитосанитарного и транспортного контроля показали ограниченность институтов ЕАЭС по разрешению двухсторонних споров между членами Союза.
Не реализуется в полной мере координация макроэкономических политик государств-членов. В первую очередь это касается согласования обменных курсов национальных валют. Как показал предыдущий опыт, резкая девальвация национальных валют наносит сокрушительный удар по взаимной торговле, лишая продукцию других участников конкурентоспособности по ценовому фактору и вызывает применение ответных защитных мер. Так девальвация рубля и тенге в 2014-2015 годах по сравнению с сомом привела к резкому падению конкурентоспособности кыргызстанских товаров и падению объемов взаимной торговли между странами.
Чрезмерная бюрократизация органов управления ЕАЭС также приводит к замедлению процессов интеграции. В особенности это касается продвижения инициатив и разрешения возникающих проблем малых стран – участников Союза. Так по данным бизнес-сообщества Кыргызской Республики практически ни одно предложение от предпринимателей в разрабатываемые технические регламенты Союза не было учтено при их конечной редакции.
Новые источники экономического роста в ЕАЭС
Цифровая экономика
На сегодняшний день развитие инноваций и технологий становится не просто одним из важнейших вопросов, а основным глобальным вызовом для всего человечества, коренным образом трансформируя экономические, социальные, экологические и культурные аспекты нашей жизни.
Предыдущие технологические революции меняли доступ к энергии, создавали массовое производство, внедряли массовую обработку информации. Новая революция строится на Интернете, искусственном разуме, интеграции физических, цифровых и биологических технологий.
Согласно докладу Всемирного экономического форума массовая роботизация производственных процессов во многих отраслях приведет к чистой потере как минимум 5 миллионов рабочих мест только в 15 крупнейших экономиках уже к 2020 году. А к 2025 году роботы или автоматизированное программное обеспечение будут в состоянии заменить работу не менее 140 миллионов человек по всему миру. И под основным ударом окажется средний класс.
Первым последствием технологической революции будет увеличение разрыва в доходах между странами, сохранившими традиционные модели экономики и странами сумевшими осуществить технологическое перевооружение. Именно такие страны станут локомотивами глобального экономического развития. Также будет быстро расти разрыв доходов между людьми, которые сумели и не сумели адаптироваться к новой реальности.
Цифровая повестка должна стать одним из ключевых направлений стран-членов ЕАЭС. Сейчас разработан и принят План развития единой информационной системы ЕАЭС на 2017-2018 годы. Главами государств-членов ЕАЭС в этом направлении подписано заявление «О цифровой повестке ЕАЭС», в котором определены все аспекты формирования единого цифрового пространства Союза.
В Кыргызстане, в основе модели цифровой экономики рассматривается Национальный Проект Таза Коом, который является основным инструментом реализации долгосрочной Концепции- 2040 года и Программы развития страны на 2018-2022гг.
Важно, чтобы странами ЕАЭС достигалась сопряженность процессов построения стратегий цифровых экономик, разработка единой консолидирующей концепции с учетом мировых тенденций в этом направлении.
"Один пояс - один путь" и ЕАЭС
Одним из источников экономического роста может стать сопряжение процессов евразийской интеграции с инициативой Китая по созданию «Экономического пояса нового Великого Шелкового пути» (ЭПНВШП). Сочетание ЕАЭС и ЭПНВШП расширяет возможности каждого из этих интеграционных проектов.
Потенциальный объем евразийского рынка транспортно-логистических услуг оценивается в 3-5 триллионов долларов, что превышает ВВП союза. ЕАЭС занимая стратегическое положение на Евразийском континенте, в перспективе может переключить на себя значительную часть евроазиатских транспортных потоков. Для этого необходимо осуществление крупных инвестиционных проектов по развитию трансконтинентальной транспортной инфраструктуры – железнодорожных, автомобильных магистралей и авиационных коридоров.
По заявлению председателя КНР Си Циньпина на 25-м саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который прошел 6-12 ноября 2017 года: «По существу, завершились переговоры по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС. Налицо важные результаты по сопряжению инициативы «Один пояс, один путь» и ЕАЭС. Уже можем рассчитывать на достижение товарооборота более чем в $80млрд".
На данный момент 80% от общего объема международных грузоперевозок осуществляется морским путем. Новый Шелковый путь по сути планирует изменить положение вещей — на территории отдельно взятого континента. По скоростной железной дороге товары будут намного быстрее достигать пункта назначения. Развитие железных дорог, автодорог и другой инфраструктуры повлечет за собой строительство вокзалов, автомагистралей и других логистических объектов.
Инициативу по созданию нового Шелкового пути можно рассматривать как в первую очередь уникальную возможность для стран ЕАЭС и в том числе стран региона Центральной Азии модернизировать свои экономики. Необходимо не просто продвигать совместно этот проект, как возрождение древнего транспортного маршрута между Востоком и Западом, который откроет для местной продукции доступ на мировые рынки и позволит стать транспортным хабом, но и рассматривать его как масштабное преобразование всей торгово-экономической модели ЕАЭС. Реализация Программы Нового Шелкового пути даст колоссальный импульс для прихода в регион новых инвесторов.
Следующим шагом должна стать прокладка волоконно-оптической линии, которая позволит наладить надежную связь в евроазиатском регионе. Как показывает мировой опыт, существует прямая зависимость между скоростью и распространенностью интернета и экономическим ростом. Повышение скорости передачи данных намного расширяет диапазон услуг, которые могут предлагаться через интернет, и повышает их качество. Высокоскоростная инфраструктура, безусловно, выгодна всем: и клиентам, получающим более широкий диапазон услуг; и правительствам — в отношении конкурентоспособности национальной инфраструктуры связи и их способности привлекать прямые иностранные инвестиции и создавать рабочие места. Необходимо развивать региональное сотрудничество по прокладке трансграничных соединений и развитию телекоммуникационной региональной инфраструктуры, в том числе путем открытия и совместного использования телекоммуникационных активов, таких как оптоволоконные кабели или опоры, которые могут быть размещены в качестве инфраструктурных объектов железнодорожных или электрических передающих сетей в рамках ЕАЭС.
Единый рынок услуг ЕАЭС
Свобода функционирования единого рынка услуг, заявленная в Договоре о ЕАЭС, и который планируется сформировать к 2020 году чрезвычайно важна для стимулирования экономического роста стран-участниц. В настоящее время рынок услуг является наиболее динамично развивающимся сектором мировой экономики, тогда как роль производства постепенно снижается. Сектор услуг в Кыргызстане уже сейчас в настоящее время дает 52% в структуре производства ВВП.
Единый рынок услуг уже действует в 43 секторах с момента вступления в силу Договора о ЕАЭС. 5 июля 2016 г. Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила ещё 18 планов либерализации отдельных секторов услуг.
В рамках функционирования единого рынка услуг на территории стран ЕАЭС должны быть созданы условия для обеспечения свободного движения услуг, включая строительные услуги, услуги в области оптовой и розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству (посев, обработка, уборка сельхозкультур и другие).
Единый рынок труда ЕАЭС
Страны ЕАЭС обладают значительным демографическим и трудовым потенциалом. Общая численность населения пяти стран на начало 2015 г. достигла 182,1 млн человек. В настоящее время в ЕАЭС существуют диспропорции между отдельными регионами в обеспеченности трудовыми ресурсами, что приводит к разбалансированности спроса и предложения рабочей силы на общем экономическом пространстве. Так по состоянию на конец июня 2015 года в Армении на одно свободное рабочее место, заявленное в службы занятости, приходилось безработных – 37 человек, в Кыргызстане – 10 человек, в Казахстане – 5 человек, в Беларуси – 2 человека, в России менее одного человека на рабочее место [Содружество Независимых государств в 2015 году. Статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет. – Москва, 2016.]
Договор о ЕАЭС существенно расширил права граждан государств-членов ЕАЭС при осуществлении им трудовой деятельности на территории союза. В частности, теперь трудящиеся и члены их семей могут находиться без регистрации на территории государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда, в дальнейшем они регистрируются на срок действия заключенного трудящимся трудового или гражданско-правового договора. Также Договором предусматривается, что страны-участники не будут предпринимать какие-либо ограничения для защиты национальных рынков труда. Однако в реальности подлинно свободное передвижение трудовых ресурсов в рамках Союза еще не достигнуто. Существующая трудовая миграция в основном приходится на малоквалифицированную рабочую силу, сохраняется высокий уровень нелегальной трудовой миграции, слабо развита миграция квалифицированных и высококвалифицированных кадров.
В целях обеспечения равных прав в сфере пенсионного обеспечения – при формировании и экспорте пенсий, защите пенсионных прав, приобретенных трудящимися в государствах-членах необходимо заключение Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), работа над которым ведется в настоящее время.
Создание единого рынка труда и свободного передвижения рабочей силы внутри ЕАЭС будет способствовать максимально эффективному использованию имеющихся трудовых ресурсов, ускорению темпов экономического роста Союза. Исторический опыт совместного проживания народов бывших союзных республик в едином государстве – Союзе ССР, наличие языка межнационального общения, культурных родственных связей является благоприятным фактором при достижении данной цели.
Заключение
Приведенные выше пути по ускорению экономического роста и максимальному использованию возможностей интеграции достижимы лишь при обеспечении самой тесной координации деятельности стран участниц. В настоящее время государства-участники самостоятельно определяют приоритеты развития своих национальных экономик. Это в значительной степени снижает интеграционный эффект союза, приводит к утере потенциальных темпов экономического роста как всей организации так и ее отдельных участников. Необходима разработка единой долгосрочной стратегии развития ЕАЭС, предусматривающей формирование полноценного экономического союза на основе сочетания конкурентных преимуществ государств-членов и реализации совместных проектов.