Новости
Очередное заседание Регионального инвестиционного совета Иссык-Кульской области
- Среда, 26 ноября 2025
25 ноября в Караколе прошло очередное заседание Регионального инвестиционного совета Иссык-Кульской области.
Встреча собрала представителей всех муниципальных органов, вице-мэра Каракола, туристического сектора, сотрудников Аппарата Полномочного представителя Президента КР и Центра государственно-частного партнёрства (ГЧП).
На повестке стояли два ключевых вопроса:
- Текущие сложности при предоставлении муниципальных земельных участков под инвестиционные проекты;
- Повышение квалификации сотрудников МСУ в сфере ГЧП и подготовка методического пособия по реализации проектов.
Участники отметили необходимость расширения информированности о деятельности РИС и Центра ГЧП, а также важность выработки единого подхода к сопровождению инвестиционных проектов на уровне города и области.
Представители Центра ГЧП подтвердили готовность проводить обучение сотрудников МСУ по всем этапам работы с ГЧП — от идеи проекта до его согласования и практической реализации.
По итогам заседания стороны договорились продолжить совместную работу, направленную на создание благоприятных условий для инвестиций и укрепление профессионального потенциала муниципальных служб.
Работа Региональных инвестиционных советов (РИС) ведётся при Полномочных представительствах Президента КР в областях. Секретариаты РИС действуют в рамках трёхстороннего соглашения между Секретариатом Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Кабинете Министров КР, ПРООН в Кыргызской Республике и Центром ГЧП при Национальном агентстве по инвестициям. Поддержку в реализации инициатив Совета оказывает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Национальный инвестиционный диалог: совместные шаги к прозрачной и предсказуемой бизнес-среде
- Вторник, 25 ноября 2025
Вопрос предсказуемости правил игры для бизнеса в Кыргызской Республике давно перестал быть сугубо отраслевой темой. От того, насколько инвестор понимает логику государства, защищены ли его права и есть ли доверие к институтам, зависит и устойчивость экономического роста, и готовность предпринимателей вкладываться в долгие проекты.
Именно об этом - о доверии, правовой защите и новых механизмах взаимодействия шёл недавний разговор на Национальном инвестиционном диалоге, который в Бишкеке организовало Национальное агентство по инвестициям при Президенте Кыргызской Республики при участии Генеральной прокуратуры, бизнес-ассоциаций -членов Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Кабинете Министров, а также Секретариата Совета.
Диалог стал логичным продолжением реформ в сфере инвестклимата: вступления в силу Закона «Об инвестициях в Кыргызской Республике» и параллельной модернизации надзорных и цифровых инструментов со стороны Генеральной прокуратуры.
Новый закон и новые инструменты
За последние месяцы государство сделало ряд шагов, которые задают новую рамку для инвестиций. Принятый Закон «Об инвестициях» закрепил базовые гарантии от экспроприации, определил принципы равного отношения к отечественным и иностранным инвесторам и описал инструменты взаимодействия государства с частным сектором.
Национальное агентство по инвестициям, в свою очередь, выстраивает инфраструктуру сопровождения инвесторов: от интерактивных карт и реестров инвестиционных проектов до цифровых сервисов «единое окно» и чат-ботов для консультаций. Эти инструменты должны сделать правила понятнее, а коммуникацию - менее бюрократичной.
Генеральная прокуратура усиливает другой компонент - защиту бизнеса от необоснованных проверок и давления. Созданы и внедряются система регистрации проверок, платформа proverka.gov.kg и мобильное приложение «Защита бизнеса», позволяющее предпринимателям фиксировать действия проверяющих и направлять обращения в онлайн-режиме.
Насколько все эти нововведения отвечают ожиданиям бизнеса, сегодня во многом видно по обратной связи предпринимательского сообщества.
«Одна из ключевых функций государственного управления - коммуникация»
По итогам диалога бизнес-ассоциации подчёркивают: для них важны не только сами реформы, но и то, как государство готово обсуждать их содержание и последствия. Президент Ассоциации рынков КР Сергей Понамарев акцентирует внимание именно на этом измерении - человеческом и институциональном диалоге:

«Одна из ключевых функций государственного управления — это коммуникация. Очень важно, когда бизнес и государственные органы могут услышать друг друга, когда бизнес имеет возможность обозначить не только свои проблемы, но и предложить решения. Это позволяет государственным органам оперативно реагировать и устранять те трудности и препятствия, с которыми сталкивается предпринимательское сообщество.
Мы видим, что у государственных органов - в данном случае Национального агентства по инвестициям и Генеральной прокуратуры - есть реальный интерес и готовность встречаться с бизнесом и совместно решать возникающие вопросы.
Подписание Меморандума, предусматривающего конкретные цели по улучшению инвестиционного климата, развитию взаимодействия и защите бизнеса, а также содержательные презентации Национального агентства и Генеральной прокуратуры стали важным элементом диалога.»
По сути, речь идёт о переосмыслении роли государства, не только как регулятора и контролёра, но и как партнёра, который не замыкается в формальных отчётах, а готов обсуждать вопросы вместе с бизнесом и корректировать практику.
Право собственности и верховенство закона: фундамент доверия
Не менее важный акцент бизнес делает на классических, но до сих пор значимых вопросах - защите частной собственности и стабильности правоприменения. Исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков формулирует это предельно прямо:

«Защита частной собственности и верховенство права остаются одним из основных вопросов ведения бизнеса в Кыргызстане. Поэтому мы приветствуем инициативу по подписанию меморандума и будем вносить предложения на этой площадке по защите бизнеса и инвестиций».
Для инвестора важно не только то, какие законы приняты, но и то, как они применяются на практике: как принимаются решения о проверках, есть ли возможность оперативно оспорить действия должностных лиц. Цифровизация надзора и ужесточение процедурных требований к проверкам и уголовным делам - важный шаг в эту сторону.
«Меморандум должен работать на практике»
Алтынай Асанова исполнительный директор Американской торговой палаты в Кыргызской Республике (AmCham) добавляет ещё один слой - ожидание не просто «новых документов», а реальной, измеримой практики защиты:
«Национальный диалог с НАИ и Генеральной прокуратурой - шаг, который должен привести не к заявлениям, а к реальной защите бизнеса. Бизнес - локомотив экономики, и мы ожидаем от надзорных органов полной прозрачности, объективности и предсказуемости в своих действиях. Меморандум должен работать на практике: каждое обращение предпринимателей обязано рассматриваться быстро, честно и без давления.
Такая поддержка позволит бизнесу увереннее работать и инвестировать в развитие страны.»
Цифровая устойчивость: новая плоскость доверия
Инвестиционный климат сегодня зависит не только от классических правовых гарантий, но и от цифровой устойчивости: насколько защищены данные, как быстро реагируют органы на киберинциденты, есть ли ясные правила в сфере цифровой экономики. На это обращает внимание Ассоциация цифровой устойчивости DRA:
«Национальный диалог, организованный НАИ и Генеральной прокуратурой, стал важной площадкой для обсуждения системных вопросов, влияющих на кибербезопасность и цифровую устойчивость страны. Частный сектор ожидает, что такие форматы усилят предсказуемость регулирования и создадут условия для безопасного внедрения технологий. Подписанный Меморандум - значимый шаг к формированию более устойчивой цифровой экосистемы. Мы рассчитываем, что совместные усилия государства и бизнеса помогут снизить риски, укрепить доверие и обеспечить защищённое цифровое развитие Кыргызстана.» - отметила Айсулуу Сыдыгалиева, исполнительный директор Ассоциации цифровой устойчивости DRA.
Это направление во многом отражает глобальные тренды, на которые ориентируется и ЕБРР в своей страновой стратегии по Кыргызстану: цифровизация, устойчивость, повышение прозрачности и управляемости рисков.
Здесь Национальный инвестиционный диалог можно рассматривать как первый шаг к более системному разговору о цифровой безопасности бизнеса - от защиты коммерческих данных до предупреждения мошенничества и кибератак.
Что меняет трёхсторонний Меморандум
Центральным институциональным результатом диалога стало подписание трёхстороннего Меморандума между Национальным агентством по инвестициям, Генеральной прокуратурой и бизнес-ассоциациями. Документ закрепляет намерение сторон:
- усиливать правовые гарантии для инвесторов;
- совершенствовать процедуры проверок и надзора;
- выстраивать постоянный формат диалога между государственными органами и бизнесом;
- совместно анализировать системные барьеры и предлагать изменения в законодательство и подзаконные акты.
Национальный инвестиционный диалог показал несколько важных тенденций. Государство демонстрирует готовность не только обновлять нормативную базу, но и модернизировать практику: цифровизировать контроль, делать проверки прозрачнее, объяснять цели реформ.
Продолжение диалога
Национальный инвестиционный диалог стал частью более широкой работы по выстраиванию системного взаимодействия государства и бизнеса. В центре этой повестки - предсказуемость правил, защита прав собственности, прозрачность надзорных процедур и понятные механизмы обратной связи для инвесторов и бизнеса.
Совет по развитию бизнеса и инвестициям при Кабинете Министров КР в этом процессе выступает устойчивой площадкой, где предложения бизнес-ассоциаций собираются, обсуждаются и в дальнейшем выносятся на уровень профильных государственных органов. Секретариат Совета помогает структурировать эти инициативы и увязывать их с уже идущими реформами в сфере регулирования и правоприменения.
Кыргызская Республика готовится присоединиться к новому Соглашению ВТО
- Четверг, 20 ноября 2025
В Кыргызстане стартовал этап подготовки к присоединению к Соглашению ВТО о содействии инвестициям в целях развития (IFD). Национальное агентство по инвестициям при Президенте КР, совместно с Международным торговым центром и при поддержке Европейского союза, проводит семинар по валидации национальной самооценки — ключевого документа, который определит дальнейший путь, в рамках проекта «Ready4Trade Центральная Азия: содействие процветанию через Транскаспийский транспортный коридор».
Соглашение ВТО — это новая международная рамка, направленная на повышение прозрачности, удобства и предсказуемости процессов, с которыми сталкиваются инвесторы. Оно не регулирует доступ на рынок и не затрагивает вопросы инвестиционной защиты. Главный акцент — на том, как государство администрирует меры, связанные с инвестициями: публикует информацию, работает с заявками, координирует ведомства, устраняет бюрократию и обеспечивает цифровые сервисы.
Для страны это шанс подтянуть национальные процедуры к международным стандартам, усилить доверие бизнеса, улучшить деловой климат и получить доступ к технической поддержке со стороны международных партнёров.
Рабочая группа и самооценка
В рамках подготовки была создана Межведомственная рабочая группа, которая несколько месяцев изучала национальную систему регулирования через детальный опросник из свыше 500 вопросов. Он охватывает всю инфраструктуру взаимодействия государства с инвесторами — от публикации законов и работы «единого окна» до межведомственной координации, цифровых услуг и обратной связи с бизнесом.
По итогам этой работы подготовлена национальная самооценка: объективная картина того, что уже соответствует лучшим практикам, где имеются пробелы и какие реформы требуют первоочередного внимания.
Семинар по валидации
Семинар, проходящий в ноябре, собирает представителей государственных органов, международных экспертов, чтобы подтвердить выводы самооценки и доработать их. Именно здесь определяются приоритеты будущего плана.
Активное участие принимает и Секретариат Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Кабинете Министров — площадка, на которой традиционно обсуждаются системные реформы и предложения бизнеса.
Что даст стране присоединение к Соглашению
Прежде всего — более современную, удобную и прозрачную систему работы с инвесторами. Это означает лучшее качество информации, развитие цифровых сервисов, предсказуемые процедуры, более чёткую координацию между органами власти и снижение административных барьеров.
Для развивающихся стран предусмотрены переходные периоды и техническая поддержка. Поэтому именно объективная самооценка позволяет Кыргызской Республике определить, какие положения можно внедрить сразу, а где необходимы дополнительные ресурсы и время.
Подготовка к присоединению к Соглашению ВТО — это не формальная процедура, а шаг к реальным изменениям в инвестклимате страны. Национальная самооценка и её валидация становятся отправной точкой для системной модернизации административных процессов, цифровых сервисов и механизмов взаимодействия государства с бизнесом.
Секретариат Совета принял участие в бизнес-форуме ЦАРЭС в Бишкеке
- Среда, 19 ноября 2025
19 ноября — Команда Секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Кабинете Министров Кыргызской Республики приняла участие в двухдневном бизнес-форуме Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), проходившем 18–19 ноября в Бишкеке.
Форум объединил представителей правительств стран ЦАРЭС, международные финансовые институты, частный сектор и инвесторов для обсуждения региональной связанности, логистики, цифровой торговли и инвестиционных возможностей.
В работе форума приняли участие Председатель Кабинета Министров — Руководитель Администрации Президента КР Адылбек Касымалиев и Президент Азиатского банка развития Масато Канда.
В своих выступлениях они обозначили уверенный рост экономики страны, усиление инвестиций, улучшение макроэкономических показателей и реализацию масштабных инфраструктурных проектов — от логистических коридоров до модернизации транспортных узлов. Особое внимание было уделено задачам Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2030 года.
Министр экономики и коммерции КР Бакыт Сыдыков выступил модератором ключевых сессий второго дня, посвящённых развитию регионального потенциала Кыргызстана. Он представил участникам основные направления Национальной программы развития до 2030 года, подчеркнув приоритеты в индустриализации, логистике, цифровой торговле, зелёной энергетике и развитии человеческого капитала.
Фокус на логистику, цифровую торговлю и инвестиции
На площадках форума обсуждались:
- формирование регионального логистического хаба Кыргызской Республики;
- цифровизация торговли, развитие «единого окна», трансграничный обмен данными;
- возможности для ГЧП и привлечение частного капитала;
- развитие транспортных коридоров, включая ККУ и Север–Юг;
- механизмы стимулирования инвестиций и новые направления экспортного роста.
Участники отметили, что страна демонстрирует устойчивую динамику: рост экономики превышает 9% уже четвертый год подряд, объём инвестиций в основной капитал увеличивается, трудовой рынок создаёт десятки тысяч новых рабочих мест.
Команда Секретариата провела рабочие консультации с представителями АБР, бизнес-ассоциаций, международных компаний и органов власти стран ЦАРЭС, обсудив дальнейшие направления сотрудничества в части реформ, развития логистических коридоров и инвестиционных инициатив.
Значение форума
CAREC Business Forum 2025 стал важной площадкой для продвижения инвестиционного потенциала Кыргызской Республики и выработки согласованных подходов по развитию транспорта, логистики, цифровой торговли и региональной интеграции.
Секретариат продолжит системную работу по укреплению диалога, сопровождению проектов и реализации инициатив, направленных на улучшение бизнес-климата и инвестиционной среды страны.
Русский
English
Кыргызча
